Немного об истории вопроса.
Как известно, на основании Постановления Кабинета Министров Республики
Узбекистан №209 от 31.07.2014 года «Об установлении коэффициента индексации
облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного
займа 1992 года» коэффициент индексации по принятым облигациям займа устанавлен
в размере 1,373 без выплаты выигрышей по облигациям займа. Индексированная
сумма облигаций займа выплачивается филиалами Народного банка с августа 2014
года. Как следует из разъяснений материалов сайта Народного банка www.xb.uz, если
вы сдали облигации на сумму 1000 сум, то вам выплачивается сумма в размере 1373
сум (1000*1,373=1373 сум). Для погашения облигаций займа их держателям требуется
предъявление документа строгой отчётности – подтверждения и документа,
удостоверяющего его личность – паспорта гражданина Республики Узбекистан.
Теперь
попробуем рассмотреть документ об индексации ПКМ РУз №209 от 31.07.2014г. и
оценить его содержание соответствию принятого республикой законодательства:
1) в
первой же фразе документа «В целях безусловного исполнения принятых государством
обязательств и с учётом параметров Государственного бюджета Республики
Узбекистан на 2014 год» выявляется одно
противоречие другому.
Бюджет
на 2014 год был принят в 2013 году (Депутаты
утвердили Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2014 год http://www.uzdaily.uz/articles-id-18048.htm; Сенат
Узбекистана утвердил госбюджет на 2014 год http://www.uzdaily.uz/articles-id-18414.htm; Информационное сообщение о тринадцатое
пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан http://www.senat.uz/ru/news/2013/12-12-1.html) и в нём не были отражены вопросы индексации (см.
вышеперечисленные статьи). Документ об индексации облигаций был принят только через
полгода, в марте 2014 года (ПКМ РУз №51 от 5.03.2014г.), а документ о коэффициенте
индексации, и того позже. Как же, получается, смогли учесть коэффициент индексации,
ставший известным 31 июля 2014 года, в госбюджете, принятым осенью 2013 года?
Кроме
того, если параметры госбюджета были увязаны с коэффициентом индексации, то
зачем было держать в тайне «за семью печатью» его значение? Логичнее было бы
его опубликовать в ПКМ РУз №51 от 5.03.2014г., подписанный Президентом РУз И.А.
Каримовым, но его почему-то опубликовали 31 июля 2014 года.
2) в
пункте 2 данного документа явно проявляются как минимум три противоречия и нарушение
законодательства:
А) коэффициент индексации рассчитан на основе роста
минимальной зарплаты, что противоречит принятой международной практики. К
примеру, в свободной энциклопедии Википедия приводится, что "Индексация (от лат. index - список, реестр, указатель) - средство защиты от инфляции, привязка суммы договора, кредита, зарплаты, пенсии, пособий, вкладов, и т.п. к индексу потребительских цен".
Во многих других источниках понятие индексации трактуется
почти аналогично Википедии: «ИНДЕКСАЦИЯ — один из способов защиты населения, потребителей
от инфляции, состоящий в том, что государство, работодатели, банки увеличивают
денежные доходы и сбережения граждан в соотв. с ростом цен на потребительские
товары и услуги» (Словарь терминов и понятий по обществознанию.
Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 121.)
или «ИНДЕКСАЦИЯ —
один из способов сохранения реальной величины денежных требований и различных
доходов в условиях инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты,
выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в
соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги» (Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.:
Книжный мир, 2003. — 895 с.) и др.
Как видно из приведённых разъяснений, ни в одном
документе разъяснение понятия индексации не увязывается с минимальной зарплатой.
Более того, в статье 1 международного закона "Модельный
закон об индексации доходов населения" (Принят в г. Санкт-Петербурге
15.06.1998г. Постановлением 11-6 на
11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -
участников СНГ http://www.lawmix.ru/abro/5594/) указано, что «Индексация является
частью государственной системы социальной защиты граждан и направлена на
поддержание покупательской способности их денежных доходов. Индексация денежных
доходов населения - это установленный государством механизм повышения денежных
доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить им потери,
вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги». В данном законе также
индексация увязывается с потерями от инфляции, а не ростом зарплаты.
Б) в данном пункте указано, что установление
коэффициента индексации осуществляется «без выплаты выиграшей по облигациям».
Данная трактовка противоречит статье 3 закона Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» от 27 июня 2008
года, где указано, что
-
«государственные ценные бумаги — казначейские обязательства
Республики Узбекистан и облигации, выпущенные уполномоченным Кабинетом
Министров Республики Узбекистан органом, а также облигации Центрального банка
Республики Узбекистан», а
-
«облигация — эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право
ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею
срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента,
получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные
права».
В
соответствии закона в качестве фиксированных процентов от номинальной стоимости
признаются «выплаты по выигрышам»,
которые осуществляются в размере фиксированных
12% от номинальной стоимости;
В)
При подсчёте коэффициента индексации не
учтены ральные сроки выпуска облигаций, соответственно не учтены все факторы
потерь.
При
расчёте коэффициента индексации в размере 1,373 учитывался срок с июля 1994
года, что противоречит действительности, когда реальный срок выпуска облигаций является
1992 год.
3)
Нарушение статьи 3 закона Республики
Узбекистан «О рынке ценных бумаг» в части срока обращения облигаций.
Согласно закону, «облигация — эмиссионная ценная
бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего
облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного
имущественного эквивалента, получение фиксированного процента от номинальной
стоимости облигации либо иные имущественные права» и в облигации 1992 года указан срок 20 лет, а фактически находился в
обращении 22 года.
Можно провести ещё ряд довольно явных
нестыковок в документе, но эти подробности лучше смогут прокомментировать
квалифицированные юристы.
Как видно из вышеприведённых материалов, документ
правительства ПКМ РУз №209 от 31 июля 2014 года об индексации Узбекского
республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года противоречит международному законодательству
и принятому в республике, которая, скорее всего,
подлежит отмене.
Фактически обеспечить защиту прав и законные интересы владельцев облигаций должно в соответствии статьи 50 Республики Узбекистан "О рынке ценных бумаг" уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг - Центр по координации и контролю функционирования рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции РУз. Но навряд ли данный центр, находящийся при Госкомконкуренции РУз, у которого вышестоящий орган Кабинет Министров РУз, сможет что-либо предъявить Премьер-Министру РУз, подписавшего данный документ. Реальными полномочиями отмены данного документа обладают Президент РУз и Олий Мажлис РУз.
Все это очень и очень печально. Очередное разочарование.
ОтветитьУдалить