Bobokhujaev Sh. I.

четверг, 7 августа 2014 г.

Документ правительства ПКМ РУз №209 от 31 июля 2014 года об индексации облигаций 1992 года противоречит принятому в республике и международному законодательству.


Принятый документ ПКМ РУз №209 от 31 июля 2014 года об индексации Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» противоречит закону Республики Узбекистан ««О рынке ценных бумаг» от 27 июня 2008 года и международному "Модельному закону об индексации доходов населения" (Принят в г. Санкт-Петербурге 15.06.1998г.  Постановлением 11-6 на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ http://www.lawmix.ru/abro/5594/) и др. нормативным документам.

Немного об истории вопроса. Как известно, на основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №209 от 31.07.2014 года «Об установлении коэффициента индексации облигаций Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года» коэффициент индексации по принятым облигациям займа устанавлен в размере 1,373 без выплаты выигрышей по облигациям займа. Индексированная сумма облигаций займа выплачивается филиалами Народного банка с августа 2014 года. Как следует из разъяснений материалов сайта Народного банка www.xb.uz, если вы сдали облигации на сумму 1000 сум, то вам выплачивается сумма в размере 1373 сум (1000*1,373=1373 сум). Для погашения облигаций займа их держателям требуется предъявление документа строгой отчётности – подтверждения и документа, удостоверяющего его личность – паспорта гражданина Республики Узбекистан.
Теперь попробуем рассмотреть документ об индексации ПКМ РУз №209 от 31.07.2014г. и оценить его содержание соответствию принятого республикой законодательства:
1) в первой же фразе документа «В целях безусловного исполнения принятых государством обязательств и с учётом параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2014 год» выявляется  одно противоречие другому.
Бюджет на 2014 год был принят в 2013 году (Депутаты утвердили Государственный бюджет Республики Узбекистан на 2014 год http://www.uzdaily.uz/articles-id-18048.htm; Сенат Узбекистана утвердил госбюджет на 2014 год http://www.uzdaily.uz/articles-id-18414.htm;  Информационное сообщение о тринадцатое пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан  http://www.senat.uz/ru/news/2013/12-12-1.html) и в нём не были отражены вопросы индексации (см. вышеперечисленные статьи). Документ об индексации облигаций был принят только через полгода, в марте 2014 года (ПКМ РУз №51 от 5.03.2014г.), а документ о коэффициенте индексации, и того позже. Как же, получается, смогли учесть коэффициент индексации, ставший известным 31 июля 2014 года, в госбюджете, принятым осенью 2013 года?  
Кроме того, если параметры госбюджета были увязаны с коэффициентом индексации, то зачем было держать в тайне «за семью печатью» его значение? Логичнее было бы его опубликовать в ПКМ РУз №51 от 5.03.2014г., подписанный Президентом РУз И.А. Каримовым, но его почему-то опубликовали 31 июля 2014 года.
2) в пункте 2 данного документа явно проявляются как минимум три противоречия и нарушение законодательства:
А) коэффициент индексации рассчитан на основе роста минимальной зарплаты, что противоречит принятой международной практики. К примеру, в свободной энциклопедии Википедия приводится, что "Индексация (от лат. index - список, реестр, указатель) - средство защиты от инфляции, привязка суммы договора, кредита, зарплаты, пенсии, пособий, вкладов, и т.п. к индексу потребительских цен". 
Во многих других источниках понятие индексации трактуется почти аналогично Википедии: «ИНДЕКСАЦИЯ — один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство, работодатели, банки увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соотв. с ростом цен на потребительские товары и услуги» (Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 121.) или «ИНДЕКСАЦИЯ — один из способов сохранения реальной величины денежных требований и различных доходов в условиях инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги» (Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.)  и др.
Как видно из приведённых разъяснений, ни в одном документе разъяснение понятия индексации не увязывается с минимальной зарплатой.
Более того, в статье 1 международного закона "Модельный закон об индексации доходов населения" (Принят в г. Санкт-Петербурге 15.06.1998г.  Постановлением 11-6 на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ http://www.lawmix.ru/abro/5594/) указано, что «Индексация является частью государственной системы социальной защиты граждан и направлена на поддержание покупательской способности их денежных доходов. Индексация денежных доходов населения - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги». В данном законе также индексация увязывается с потерями от инфляции, а не ростом  зарплаты.
            Б) в данном пункте указано, что установление коэффициента индексации осуществляется «без выплаты выиграшей по облигациям».
Данная трактовка противоречит статье 3 закона  Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» от 27 июня 2008 года, где указано, что
- «государственные ценные бумаги — казначейские обязательства Республики Узбекистан и облигации, выпущенные уполномоченным Кабинетом Министров Республики Узбекистан органом, а также облигации Центрального банка Республики Узбекистан», а
- «облигация — эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента, получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права».
В соответствии закона в качестве фиксированных процентов от номинальной стоимости признаются  «выплаты по выигрышам», которые осуществляются в размере  фиксированных 12% от номинальной стоимости;
В)  При подсчёте коэффициента индексации не учтены ральные сроки выпуска облигаций, соответственно не учтены все факторы потерь.   
При расчёте коэффициента индексации в размере 1,373 учитывался срок с июля 1994 года, что противоречит действительности, когда реальный срок выпуска облигаций является 1992 год.
3) Нарушение статьи 3 закона  Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» в части срока обращения облигаций. Согласно закону, «облигация — эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента, получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права» и в облигации 1992 года указан срок 20 лет, а фактически находился в обращении 22 года.
Можно провести ещё ряд довольно явных нестыковок в документе, но эти подробности лучше смогут прокомментировать квалифицированные юристы.   
Как видно из вышеприведённых материалов, документ правительства ПКМ РУз №209 от 31 июля 2014 года об индексации Узбекского республиканского 12-процентного внутреннего выигрышного займа 1992 года противоречит международному законодательству и принятому в республике, которая, скорее всего, подлежит отмене.
Фактически обеспечить защиту прав и законные интересы владельцев облигаций должно в соответствии статьи 50  Республики Узбекистан "О рынке ценных бумаг" уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг - Центр по координации и контролю функционирования рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции РУз. Но навряд ли данный центр, находящийся при Госкомконкуренции РУз, у которого вышестоящий орган Кабинет Министров РУз, сможет что-либо предъявить Премьер-Министру РУз, подписавшего данный документ. Реальными полномочиями отмены данного документа обладают Президент РУз и Олий Мажлис РУз. 

1 комментарий:

  1. Все это очень и очень печально. Очередное разочарование.

    ОтветитьУдалить