В мировой практике каждый год, кроме основных показателей развития отдельной страны, принято определять и уровень коррупции. Какой бы не была методика расчёта данного показателя, однозначно то, что во всех странах она существует, но уровень разный. Насколько объективно точно выявлен данный показатель для отдельной страны? Наверное, неважно, думается, они не ошибаются в главном, определив какие страны относятся с низким или высоким его уровнем. Этот показатель важен потому, что, как всем известно, является главнейшим тормозом развития общества, и поэтому все страны борются с этим злом и некоторые добиваются ощутимых успехов. Конечно, как в каждой развивающейся стране у нас существовало и существует множество других проблем и трудностей на пути развития, но почему, же хочется обратить внимание нашего общества именно на данную проблему в первую очередь? Если вспомнить современную историю, то надо отметить, что элементы коррупции и клановости существовали во всех республиках бывшего СССР, но наиболее широкий размах и необратимый характер приобрёл в последние годы его существования.
Анализируя прессу, сегодня можно отметить, что коррупция существует во всех странах СНГ. Наша республика оказалась в том же ряду, где масштабы коррупции охватили все сферы жизнедеятельности, которые бесспорно тормозят наше развитие и трансформируют человеческие ценности. Вот уже несколько лет как, Президент республики объявил и проводит борьбу с этим злом, но его масштабы так велики, что становятся, по моему мнению, необратимыми. Впору принять масштабную государственную программу борьбы с коррупцией, рассчитанную на многие годы. Трудно представить общество, где честная, порядочная и принципиальная личность не вписывается в сложившиеся взаимоотношения и выглядит «белой вороной», потому, что не хочет придерживаться общепринятых правил преподношения. Многие задаются философским вопросом о причинах появления и путях борьбы с этим злом. Для ответов на эти вопросы в печати опубликовано множество информации. Истоки коррупции едины, а вот пути борьбы с ней каждая страна имеет свой индивидуальный подход, хотя и существуют единые универсальные элементы. Если рассматривать с точки зрения обычного гражданина республики и задаться вопросом, что в первую очередь, бросается в глаза и какая область наиболее подвержена коррупции? Наверное, это та область, с которой связан каждый человек или семья не, единожды, и редко, а на протяжении длительного времени сталкивается. Здесь сразу многие укажут на систему образования, с которой связаны почти все (взрослые и дети) начиная с детского и кончая преклонным возрастом, получающие знания, уроки и навыки жизни. Это ещё важно тем, что благодаря системе образования формируется мировоззрение полноценного гражданина, специалиста и патриота. Зададимся вопросом, насколько и каким образом коррупция охватила нашу систему образования? Перед тем, как дать ответ на данный вопрос нужно подчеркнуть важный момент, что за короткий исторический период в республике была осуществлена в жизнь предложенная Президентом И. Каримовым уникальная образовательная модель, успехи которой признаны во всём мире (что подтверждается результатами недавно проведённой международной конференции, см. здесь http://news.olam.uz/nauka/7751.html). Схематически данную модель можно представить как следующую многоуровневую систему образования:
1) обязательное 9-ти летнее обучение в средней школе;
2) обязательное 3-х летнее обучение в лицее или колледже;
3) добровольное трёхуровневое обучение в системе высшего образования:
-4-5 лет обучения в бакалавриатуре;
-2-года обучения в магистратуре;
- 2-3-года послевузовского обучения - институт стажеров-исследователей-соискателей и старших научных сотрудников.
Особенностью созданной образовательной системы заключена в том, что за короткий период времени было затрачено огромные средства и создана система лицеев и колледжей по всей республике. Модернизируются и обновляются школы и ВУЗы. Одним словом благодаря идеям, видению и предложенной модели Президента И. Каримова претворена в жизнь и создана уникальная образовательная система, основывающая на прочном материальном фундаменте! Создан основательный фундаментальный каркас, которому должно соответствовать и содержание, которое должны обеспечивать уже не Президент, а это функции соответствующих министерств. Вот эта часть и вызывает множество вопросов и нареканий. К примеру, с некоторыми из них можно ознакомить здесь http://news.olam.uz/society/7552.html. Нельзя утверждать, что представленные вопросы затронули все проблемы области системы среднего и высшего образования. Анализируя поставленные вопросы можно отметить, что они касались и средней школы, а также разбить их на несколько направлений. Это и борьба с коррупцией, качество обучения, уровень оплаты преподавателей и др. Как было выше отмечено, попробуем акцентировать внимание на вопросах коррупции. Рассмотрим в той последовательности, которая была изложена чуть выше, в первую очередь это касается обучения в средней школе. Уже начиная со школы дети знают, что за всё надо платить, потому, что с 1-го класса дети ежемесячно носят деньги в школу и сдают в классные фонды (на бумагу, мыло и т.п.), отдельно на ремонт школы и класса, за макулатуру и металлом, за дополнительные занятия учителям и т.д., а родители должны быть озабочены тем, чтобы вовремя без задержек оплачивать. И это стало нормой жизни, а поборы не уменьшаются и всё большая доля расходов на школу ложатся на плечи родителей. Ситуацию с коммерческим обучением в школах (классы с обучением на платной основе) и дополнительным обучением необходимо выделить отдельно, так как всё поставлено на коммерческую колею и в обороте обращается как учтённая, так и неучтённая в кассах школы солидная сумма денег. Куда направляются и как используются эти деньги, во всяком случае, родители не знают, но понимают, что на школу расходуется небольшая часть, так как, всякие поборы и ответственность за ремонт класса детей не уменьшаются, а каждый год увеличиваются. Ученики коммерческих классов воспринимают себя элитой, а это создаёт нервозную обстановку, влияющая на психику некоторых детей, которые начинают понимать социальное неравенство уже в школе. Платные дополнительные занятия по предмету связано, в первую очередь с выполнением домашних занятий, а также выставляемыми оценками (если ты посещаешь занятия и оценки выше), т.е. фактически являясь скрытым поощрением учителей. Можно привести ещё целый ряд таких примеров, связанные с вопросами оплаты. Конечно, нельзя одним росчерком пера утверждать, что это относится ко всем школам повсеместно, представленные материалы являются сборными, но есть те, которые применяются большинством, а есть некоторыми выборочно. Однозначно во главе этих школьных денежных сборов с детей стоит директор, имеющий(ая) различных вышестоящих руководителей и покровителей, которые непосредственно в курсе дела данного процесса. Они не заинтересованы в том, чтобы эта информация поступила в вышестоящие органы, и всячески стараются скрыть и помпезно докладывают об успехах, умалчивая о проблемах. И выясняется простая истина, которая стала нормой жизни и обсуждению не подлежит – это неприятие и отрицание существующих проблем, докладывать только о достижениях и успехах!!! Если у тебя есть проблемы, то сам и за свой счёт и решай! Вот здесь и требуется денежные средства тому же директору чтобы решать возникающие повседневные нужды и не только, если не может оплатить с р/счёта школы. Ведь от них требуется современное техническое и другое оснащение, оформление классов (частично выполняется за счёт учителей), оформление фойе, спортзалов и т.д. Зададимся вопросом, так ли уж они беспомощны, чтобы не суметь обеспечить себя, самым необходим, а также провести ремонт без всяких поборов? Наверное, сможет, если не наверху будут отмахиваться от тех обращений и нужд, которые у них возникают. Если на весь процесс взглянуть широко получается такая картина – на официальном уровне рапортуется, что первый уровень (школьная программа) принятой уникальной модели работает и есть определённые успехи. Ничего не говорится о возникающих трудностях и проблем, они существуют на неофициальном уровне, и решаются за счёт средств, собираемые с родителей детей, доп обучение и другое, часть которых входят в категорию мздоимство и т.д. Возникает замкнутый круг, определённый круг верхов не хотят слушать и признавать, а низы выполняют, но всё чаще не могут и не хотят! А где же тогда выход?
Похожая, но ещё более запутанная и сложная ситуация в системе среднего и высшего образования, где коррупция наиболее сильно выражена, когда с самого начала родители части абитуриентов (в зависимости от учебного заведения, где большая, а где меньшая) для поступления дают установленную ставку взятки (опять-таки в зависимости от учебного заведения, выражается в 3-4-х или 5-тизначных цифрах в СКВ), а далее оплачивают различные расходы по ходу обучения (взносы, взятки преподавателям и т.д.) до завершения. И это не является каким-то секретом, знают все, поэтому данный вопрос необходимо рассматривать отдельно. С другой стороны, эти процессы есть, не только в нашей стране, однако не является поводом, чтобы ослаблять меры борьбы. Об этом много пишут и обсуждают в прессе, даже некоторые известные лица выражают свои мнения, в том числе о негативном отношении поступления в учебные заведения только по тестам. Однозначно, что поступление в учебные заведения только по тестам исчерпал себя и необходимо принять скорейшие изменения в эту процедуру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий