Если
коснуться масштабов преобразований в системе высшего и средне-специального
образования, то бесспорно пока лидирующее положение занимает система обучения в
лицеях и колледжах. Как было выше отмечено, за короткий исторический период
проведена колоссальная работа по созданию современной системы
средне-специального образования. Построено
свыше 1500 новых профессиональных колледжей и академических лицеев, оснащённых
современным учебно-лабораторным, компьютерным и производственным оборудованием.
Об огромных масштабах и
значимости проведённых на этом уровне обучения преобразований, можно оценить
путём сравнения, что мне пришлось сделать, пообщавшись с коллегами из
Казахстана, которые участвовали на международной конференции, проведённой нами
в 2008 году (см. здесь http://www.tfi.uz/News/Conference/-O-zbekistonda-korporativ-boshkarishni-takomillash). Мы делились мнениями о наших
системах образования, и я услышал от них высокие отклики о наших
преобразованиях на этом уровне, а также полученной от них информации сумел
провести сравнение. Несмотря на достигнутые успехи и эволюционное развитие,
существует масса вопросов, на которые пытаются найти родители и их дети. В
первую очередь, возникают вопросы, связанные с выбором будущей специальности,
т.е. профиля лицея или колледжа. К примеру, если в районе нет лицея или
колледжа по выбранной ребёнком специальности, родителям необходимо направлять
его в другую местность, следовательно, возникнут вопросы о том, где он (она)
будет жить и на какие средства питаться и т.д. Также, например, возникает
вопрос о возможности обучения в престижных лицеях и колледжах, которые
расположены в столице и областных центрах, куда бы некоторые родители из
районов пожелали отправить учиться своих детей и т.д. Ответы на эти и другие
вопросы начинают постепенно отпадать по мере того, как данный уровень
обучения продолжает далее развиваться и совершенствоваться. Например, по итогам года в докладе Президента РУз И.
Каримова, отмечено, что построено 24
филиала профессиональных колледжей в отдаленных и труднодоступных районах
республики, а также 18 общежитий к действующим колледжам (см. здесь http://uza.uz/ru/politics/17767/),
соответственно
решены вопросы, которые возникали ранее. Но не у всех может быть терпение и
желание ждать, некоторые начинают любыми путями решать свои поставленные
задачи. Мне вспоминается моя поездка в 2001 году в страну с высоким уровнем
жизни - Данию, где мы изучали и
перенимали опыт обучения в Хёрнингском бизнес-колледже. Нас разместили не в
гостинице, а в общежитии, где проживали учащиеся колледжа, поступившие
обучаться из районов вне города Хёрнинга (население приблизительно 100000
человек). Хочется отметить высокий уровень комфорта проживания учащихся в
общежитии (не уступают гостиничному уровню сервиса). К примеру, в общежитии
имеются горничные для каждодневной уборки комнат, имеется столовая и кафе, где
учащимся предоставляется бесплатный утренний завтрак (имеющий обширное меню) и
вечерний чай (кофе) с пирогами и др. Начиная с вечера пятницы до утра
понедельника общежитие вымирает, так как все учащиеся уезжали к родителям. Сам
колледж был оснащён самой современной техникой и оборудованием, а также обучение проводилось на основе высокого уровня
педтехнологий. Если сделать сравнение то можно сказать, что у нас учтён обобщённый опыт передовых развитых
стран мира, хотя для достижения их уровня качества организации, как обучения,
так и предоставления бытовых услуг учащимся нам нужно у них многому учиться. Как и при любом начинании, а тем
более проведении масштабных
проектов, возникают трудности и проблемы, для устранения которых нужно как
время, так и ресурсы. Для районных лицеев и колледжей одной из наиболее
актуальных задач, по нашему мнению, считается бесперебойное обеспечение
электроэнергией и отоплением в зимнее время. В силу обстоятельств, нам пришлось
в январе-феврале текущего года побывать в 20 районах 5 областей республики и
посетить 20 лицеев и колледжей. Все они имеют современные корпуса и учебные
аудитории (необходимо отметить, что в большинстве из них полы линолеумные обеспечены
компьютерной техникой, но частое отключение электроэнергии и отсутствие
отопления (в большинстве из них), а если учесть ещё холодную нынешнюю
зиму, не позволяет учащимся качественно и полностью
воспользоваться имеющимися возможностями учебных заведений, а также освоить
учебную программу. Выходом из сложившейся ситуации может быть только
бесперебойное обеспечение электроэнергией, отоплением эти учебные заведения, и
возложить ответственность за это на местные органы власти (хокимияты), указав
на то, что даже при необходимости отключения, это не должно их касаться. Кроме
того, данный вопрос должен находиться под их постоянным мониторингом.
Вспоминается случай, когда беседуя с южнокорейскими коллегами на научной
конференции в декабре месяце, обсуждали вопросы образования. Выяснилось, что у
них в учебных заведениях установлены длительные зимние каникулы. Всё это было
связано с тем, что в прошлом, были проблемы с отоплением и суровыми зимними
холодами. Обучение проводилось в летнее время (летние каникулы короткие).
Какие же стороны
деятельности лицеев и колледжей подвержены коррупционным составляющим? Как было
выше отмечено, в первую очередь это касается вопросов приёма на обучение.
Так как данный уровень обучения является обязательным для всех детей, то
соответственно существует соответствующая система приёма на обучение, в
соответствии которой после окончания средней школы все дети должны быть
размещены в лицеях и колледжах. Вот тут и возникает вопрос, кто и куда хочет и
может поступить? Для родителей каждого ребёнка, окончившего 9 классов средней
школы, стоит задача определения учебного заведения, где он (она) будет учиться (как можно ближе к месту
их проживания), а также условий получения им соответствующей профессии и после
окончания возможности трудоустройства или дальнейшего обучения в ВУЗе. Если
рассматривать опыт развитых стран, то в качестве примера можно также привести
вышерассмотренный Хёрнингский бизнес-колледж. Приём на обучение в колледжах
Дании осуществляется централизовано и на основе полученного при выпуске в
средней школе общего балла (В России сейчас также предлагается оценить уровень
знаний в школах). Соответственно выпускник школы может попробовать силы
поступать в различные учебные заведения, и всё будет решать полученные им при
окончании школы уровень баллов, а также количество поданных документов его
сверстниками с их уровнем полученных баллов на выбранное направление. В учебном
заведении на каждое направление имеется квота приёма, из поданных заявок
выбирается претенденты с наиболее высоким уровнем баллов. В случае не
прохождения в данное учебное заведение, имеются другие варианты, на одном из
которых претендент останавливается. Выбор место и география обучения обширная,
а также обучение и бытовые условия проживания для учащихся других районов
обеспечивается учебными заведениями. У
нас система отбора похожа, но несколько отличается, которая в будущем возможно
будет приближена, учитывая опыт системы развитых стран. Сегодня с приближением
времени окончания детьми средних школ, большинство родителей, опасаясь, что его
ребёнок может оказаться не в том учебном заведении, или может не оказаться в
списке выбранной специальности, начинают поиски всевозможных путей для решения
этих вопросов. Это похоже на лихорадку, которая охватывает большинство
родителей, и они начинают предлагать денежное вознаграждение за поступление на
обучение. Пользуясь данной ситуацией, некоторые руководители данного вида
учебных заведений устанавливают ставки, и это приобретает массовый масштаб,
коррупционный характер. В этих случаях в список престижных специальностей
лицеев и колледжей проходят учащиеся с довольно низким уровнем знания и
наоборот. В дальнейшем, при необходимости, родители детей, прошедшие за
вознаграждение, будут постоянно напоминать об этом руководителю лицея или
колледжа, и требовать снисхождения за какие-либо проступки их ребёнка. Другой
довольно распространённой практикой мздоимства, является вознаграждение за то,
чтобы ребёнок не ходил на занятия, и этому не будут придавать серьёзного
внимания, как руководители, так и персонал учебного заведения. Это приводит к
другой практике, приобретающий частый
характер, когда на занятиях присутствуют 20-30% из списка учащихся, а во время
сессии оценки выставляются всем, кто в списке
группы. Отсутствующие учащиеся в
это время могут находиться в другой местности. Есть дети, которые годами не
обучаются, а в конце срока обучения они получают документ об окончании обучения
вместе с другими, за вознаграждение. Можно привести ряд других подобных путей
мздоимства, но однозначно нельзя утверждать, что они относятся ко всем лицеям и
колледжам. Данные примеры собирательные и может быть, где-то применяются
интенсивно, а где-то вообще их не используют. В нашей практике с подобными
случаями в лицеях и колледжах встречаются всё чаще, что естественно оказывает
сильное влияние на мировоззрение детей, начинает теряться их вера в
справедливость, в такие человеческие качества как честность и порядочность, что
приводит у некоторых из них к трансформации человеческих ценностей. Сложившаяся
тенденция похоже на эпидемию, которая охватывает стремительно и масштабно. Для
того чтобы остановить и повернуть процесс вспять, нужны такие решительные шаги
как принятие соответствующих законов и нормативных актов противодействия
коррупции, создание совета по
противодействию коррупции, сформирование
института
Комментариев нет:
Отправить комментарий