Если переход высшего образования республики на двухуровневую систему
обучения и принятие международных стандартов не вызывает сомнения и является
значимым достижением, то его качество в целом, если учитывать применение организованных
коррупционных схем оказания помощи приёма (см. http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html),
вызывают
вопросы. Об актуальности данного вопроса, в феврале 2012 года, дважды
затрагивал в своих выступлениях Президент РУз И. Каримов. На открытии международной
конференции, посвящённой образованию, он отметил, что «В центре нашего внимания
остаются вопросы качества подготовки
специалистов и их
востребованности в реальной экономике» (см. http://uza.uz/ru/politics/18080/), а в докладе по итогам
прошлого года указано, что государство в течении ближайших 5 лет направит свыше
277 миллиардов сумов на модернизацию материально-технической базы и кардинальное улучшение
качества подготовки специалистов высших
образовательных учреждений
(см. http://uza.uz/ru/politics/17767/). Необходимо отметить,
что переход высшего образования республики с советской на современную международную систему
обучения осуществился за короткий период времени и имеет свою специфику. Советская вузовская подготовка имела свои достоинства и была сильна такими традициями, как
большие аудиторные нагрузки (сегодня сохранилась), высоким уровнем контроля над
студентами (сегодня сохранилась), добротными методиками (не сохранилось). Принятая современная система обучения
утратила некоторые имевшиеся достоинства советской и сохранила те традиции,
которые не используется в развитых странах. Переход к современной системе имеет
свои сложности, которые не позволяют по всем направлениям достигнуть уровня
международных требований, стандартов и норм. Эти сложности учебного процесса, связано с рядом причин. Рассмотрим
основные причины, выявленные на основе практического анализа учебного процесса.
Первая причина касается состояния учебных аудиторий,
требующая соответствующего ремонта, наличия
современной мебели, технических средств обучения и библиотеки. Кроме того, с такими техническими
проблемами, как отсутствие беспрепятственной возможности ксерокопирования и
сканирования учебных материалов сталкиваются как преподаватели, так и студенты.
Для преподавателей не созданы соответствующие условия для творческой
деятельности (для студентов созданы отдельные компьютерные классы), у них нет
возможности свободного использования в работе компьютера, интернет-ресурсов и
т.д. Данная причина устранима, если будет достаточное финансирование, а если
учесть, что именно на это цели направляется часть выделяемых государством
средств, то можно надеяться на их скорое решение.
Второй причиной является наличие проблем с
качественным подбором профессорско-преподавательского состава. Сегодня
действует упрощённый порядок приёма их на работу и низкие требования к
квалификации, практическому опыту, а
также подготовленности и уровню знаний. Надо признаться, что сегодня некоторые
руководители ценят в преподавателях, в первую очередь, такие качества как
преданность, покорность, безоговорочное и бездумное выполнение поручений, а не
их знания, честность, порядочность и принципиальный подход. Кроме этого,
обязательно присутствуют конъюнктурные интересы (родственные отношения, общее
коммерческое дело и т.д.). Если учесть, что в учебном заведении создана
собственная кадровая политика
подбора профессорско-преподавательского состава, преследующей, в первую
очередь, собственные интересы (см. http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html),
то их
последствия непредсказуемы. Поэтому
требуется принятие кардинальных перемен для устранения данных перекосов. Сама
позиция преподавателя в учебном заведении незавидная и незащищёна от различных
нападок. Все возникающие
проблемы и недостатки учебного процесса «переводят стрелки» и возлагается на
них. Чаще всего, помимо выполнения основных функций на них возлагаются функции
деканата, а именно административные задачи этико-эстетического и
воспитательного характера, контроля посещения студентами занятий и многое
другое. Поэтому требуется изменение философии, а также психологии подхода к
подбору кадров, и совершенствования возлагаемых на них функции. Если
технические проблемы в учебном процессе устранимы в короткие сроки при наличии финансирования, то
реформирование кадровой политики, несмотря на предполагаемые финансовые
вливания со стороны государства, может затянуться или не дать соответствующего
эффекта. Для достижения эффекта, в первую очередь, необходимо устранить
организованную коррупционную схему оказания помощи при
приёме на обучение, отстранив от работы тех руководителей и лиц,
которые замешаны в них (связанные с приёмной комиссии, ежегодно входящие в его
состав) принять на работу вместо них честных, принципиальных, порядочных, не
замешанных ни в каких коррупционных отношениях личностей. После этого можно
будет решать кадровый вопрос в отношении преподавателей. Для этого необходимо
на основе международных норм разработать единые требования к
профессорско-преподавательскому составу и провести гласный конкурс по их
подбору (основным условием приёма на работу должно быть наличие минимального
5-ти летнего практического стажа работы по законченной в
магистратуре специальности).
Третьей причиной является низкий престиж и интерес к
преподавательской деятельности, так как труд преподавателей низкооплачиваемый,
бесправный и большинство считают их взяточниками. Для совершенствования и
стимулирования преподавательской деятельности, необходимо создание условий
повышения имиджа и оплаты труда, а также улучшения отношения к преподавателю,
ограничив административное вмешательство в их деятельность, предоставив
личностные свободы и возможности использования творческого подхода к проведению
занятий. Данная сложная проблема также выполнима и может быть финансирована из
средств, которые направит государство.
Четвёртой причиной является отсутствие творческих
стимулов и поощрений со стороны учебного заведения тех преподавателей, которые
занимаются подготовкой учебников, учебных и других методических пособий,
составлении кейс-стади, разработки новых педтехнологий (сегодня оплачивается
только по заказу министерства). В функции преподавателя возлагается учебным
заведением задача по их подготовке, но не оплачивается, в связи, с чем
издаваемые учебные материалы, в основном, имеют низкое качество. Кроме того, не
предоставляются условия для творческой деятельности преподавателей в учебном
заведении в связи с высокой учебной
нагрузкой составляющей 800-1000
и более часов. К примеру, в развитых странах Европы эта нагрузка составляет всего 300-350 часов,
что позволяет им творчески заниматься научными разработками. Данная проблема
является также достаточно сложно выполнимой, так как связано с сокращением
нагрузки преподавателей в 2-3 раза, следовательно, с увеличением их штата, для
чего потребуются дополнительные бюджетные средства для оплаты
труда.
Пятой причиной является то, что руководство учебного заведения, в
первую очередь, уделяет внимание
посещаемости студентами и магистрантами занятий, озабочены их поведением,
дисциплиной и внешним видом, а не обеспечением качества учебного процесса. Эти
задачи то же важны, но без качества учебного процесса малоэффективны.
Шестой причиной является то, что не обеспечена
требуемая разница, по сравнению с бакалавриатом, подходов, а также должного уровня организации учебного процесса и
проведения занятий в магистратуре. Фактически магистратура оказалась придатком
бакалавриата и напоминает один из факультетов учебного заведения, что не
позволяет магистрантам воспринимать учебный процесс на должном уровне.
Организация учебного процесса в магистратуре не соответствует установленным
нормам и требует кардинального реформирования.
Седьмая причина в том, что в учебном заведении не
налажен, с привлечением независимых специалистов, соответствующий уровень
мониторинга учебного процесса, а также качество ведения занятий
преподавателями. Основное внимание мониторинга направлено на то, чтобы у
преподавателя на занятиях было в наличии учебно-методический
комплекс, состоящий из перечня более 20 документов (имеющий
объём 200 и более страниц), а не уровню качества даваемых студентам знаний. В
анонимном опросе студентов, проводимом мониторингом, основное внимание
уделяется уровню взаимоотношения преподавателя со студентами, а не качеству и
объёму даваемых им знаний. Если по анонимному опросу студентов к преподавателю есть жалобы, то со
стороны мониторинга предъявляется вполне официальные претензии, что
противоречит законодательству.
Восьмой причиной является низкий уровень организации
деятельности кафедр, который не соответствует современным требованиям.
Требуется в корне изменить структуру и организацию деятельности кафедр. Должность
руководителя кафедры должна быть выборной с активным участием членов кафедры.
На кафедре должна быть создана творческая атмосфера и уважения друг к другу,
отсутствие диктата и давления на личность со стороны руководителя кафедры,
возможности свободного выражения личного мнения и др. В функции руководителя
кафедры не должны быть решающего голоса при приёме
и увольнении на работу преподавателей.
Девятой причиной является не соответствующая
современным нормам политика взаимоотношения и взаимосвязи топ-менеджмента
учебного заведения как со студентами и магистрантами, так и с преподавателями.
Топ-менеджмент не проводит лекционных и семинарских занятий у студентов. Кроме
того, они не организовывают встреч с преподавателями в неформальной обстановке
для обсуждения каких-либо вопросов, в том числе и имеющихся проблем.
Топ-менеджмент имеет небольшой круг приближённых лиц, и они отгорожены от всех
остальных «китайской стеной». Можно привести ещё ряд других причин, которые
сегодня необходимо устранить учебному заведению для достижения современного уровня.
Общая сложившаяся ситуация в системе не позволяет предполагать существование
кардинальных различий, поэтому приведённые причины нельзя отнести только к
отдельному учебному заведению.
Как видно из анализа, большинство
причин связаны с коррупционной
схемой оказания помощи приёма,
устранение которых значительно улучшит качество образовательного процесса, а
если учесть, что ещё государство будет осуществлять крупные финансовые
вливания, большинство из них просто исчезнут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий