Bobokhujaev Sh. I.

четверг, 22 марта 2012 г.

Причины, сдерживающие рост качества высшего образования

        Если переход высшего образования республики на двухуровневую систему обучения и принятие международных стандартов не вызывает сомнения и является значимым достижением, то его качество в целом, если учитывать применение организованных коррупционных схем оказания помощи приёма (см. http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html), вызывают вопросы. Об актуальности данного вопроса, в феврале 2012 года, дважды затрагивал в своих выступлениях Президент РУз И. Каримов.  На открытии международной конференции, посвящённой образованию, он отметил, что «В центре нашего внимания остаются вопросы качества подготовки специалистов и их востребованности в реальной экономике» (см. http://uza.uz/ru/politics/18080/), а в докладе по итогам прошлого года указано, что государство в течении ближайших 5 лет направит свыше 277 миллиардов сумов на модернизацию материально-технической базы и кардинальное улучшение качества подготовки специалистов высших образовательных учреждений (см. http://uza.uz/ru/politics/17767/). Необходимо отметить, что переход высшего образования республики с советской  на современную международную систему обучения осуществился за короткий период времени и имеет свою специфику. Советская вузовская подготовка имела свои достоинства и была сильна такими традициями, как большие аудиторные нагрузки (сегодня сохранилась), высоким уровнем контроля над студентами (сегодня сохранилась), добротными методиками (не сохранилось). Принятая современная система обучения утратила некоторые имевшиеся достоинства советской и сохранила те традиции, которые не используется в развитых странах. Переход к современной системе имеет свои сложности, которые не позволяют по всем направлениям достигнуть уровня международных требований, стандартов и норм. Эти сложности учебного процесса, связано с рядом причин. Рассмотрим основные причины, выявленные на основе практического анализа учебного процесса.
       Первая причина касается состояния учебных аудиторий, требующая соответствующего ремонта,  наличия современной мебели, технических средств обучения и библиотеки. Кроме того,  с такими техническими проблемами, как отсутствие беспрепятственной возможности ксерокопирования и сканирования учебных материалов сталкиваются как преподаватели, так и студенты. Для преподавателей не созданы соответствующие условия для творческой деятельности (для студентов созданы отдельные компьютерные классы), у них нет возможности свободного использования в работе компьютера, интернет-ресурсов и т.д. Данная причина устранима, если будет достаточное финансирование, а если учесть, что именно на это цели направляется часть выделяемых государством средств, то можно надеяться на их скорое решение.   
       Второй причиной является наличие проблем с качественным подбором профессорско-преподавательского состава. Сегодня действует упрощённый порядок приёма их на работу и низкие требования к квалификации, практическому опыту, а также подготовленности и уровню знаний. Надо признаться, что сегодня некоторые руководители ценят в преподавателях, в первую очередь, такие качества как преданность, покорность, безоговорочное и бездумное выполнение поручений, а не их знания, честность, порядочность и принципиальный подход. Кроме этого, обязательно присутствуют конъюнктурные интересы (родственные отношения, общее коммерческое дело и т.д.). Если учесть, что в учебном заведении создана собственная кадровая  политика подбора профессорско-преподавательского состава, преследующей, в первую очередь, собственные интересы (см. http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html), то их последствия непредсказуемы.  Поэтому требуется принятие кардинальных перемен для устранения данных перекосов. Сама позиция преподавателя в учебном заведении незавидная и незащищёна от различных нападок.  Все возникающие проблемы и недостатки учебного процесса «переводят стрелки» и возлагается на них. Чаще всего, помимо выполнения основных функций на них возлагаются функции деканата, а именно административные задачи этико-эстетического и воспитательного характера, контроля посещения студентами занятий и многое другое. Поэтому требуется изменение философии, а также психологии подхода к подбору кадров, и совершенствования возлагаемых на них функции. Если технические проблемы в учебном процессе устранимы в короткие сроки при наличии  финансирования, то реформирование кадровой политики, несмотря на предполагаемые финансовые вливания со стороны государства, может затянуться или не дать соответствующего эффекта. Для достижения эффекта, в первую очередь, необходимо устранить организованную коррупционную схему оказания помощи при приёме на обучение, отстранив от работы тех руководителей и лиц, которые замешаны в них (связанные с приёмной комиссии, ежегодно входящие в его состав) принять на работу вместо них честных, принципиальных, порядочных, не замешанных ни в каких коррупционных отношениях личностей. После этого можно будет решать кадровый вопрос в отношении преподавателей. Для этого необходимо на основе международных норм разработать единые требования к профессорско-преподавательскому составу и провести гласный конкурс по их подбору (основным условием приёма на работу должно быть наличие минимального 5-ти летнего практического стажа работы по законченной в магистратуре специальности).
      Третьей причиной является низкий престиж и интерес к преподавательской деятельности, так как труд преподавателей низкооплачиваемый, бесправный и большинство считают их взяточниками. Для совершенствования и стимулирования преподавательской деятельности, необходимо создание условий повышения имиджа и оплаты труда, а также улучшения отношения к преподавателю, ограничив административное вмешательство в их деятельность, предоставив личностные свободы и возможности использования творческого подхода к проведению занятий. Данная сложная проблема также выполнима и может быть финансирована из средств, которые направит государство.
      Четвёртой причиной является отсутствие творческих стимулов и поощрений со стороны учебного заведения тех преподавателей, которые занимаются подготовкой учебников, учебных и других методических пособий, составлении кейс-стади, разработки новых педтехнологий (сегодня оплачивается только по заказу министерства). В функции преподавателя возлагается учебным заведением задача по их подготовке, но не оплачивается, в связи, с чем издаваемые учебные материалы, в основном, имеют низкое качество. Кроме того, не предоставляются условия для творческой деятельности преподавателей в учебном заведении в связи с высокой учебной нагрузкой  составляющей 800-1000 и более часов. К примеру, в развитых странах Европы эта нагрузка  составляет всего 300-350 часов, что позволяет им творчески заниматься научными разработками. Данная проблема является также достаточно сложно выполнимой, так как связано с сокращением нагрузки преподавателей в 2-3 раза, следовательно, с увеличением их штата, для чего потребуются дополнительные бюджетные средства для оплаты труда.  
        Пятой причиной является то, что руководство учебного заведения, в первую очередь, уделяет  внимание посещаемости студентами и магистрантами занятий, озабочены их поведением, дисциплиной и внешним видом, а не обеспечением качества учебного процесса. Эти задачи то же важны, но без качества учебного процесса малоэффективны.
      Шестой причиной является то, что не обеспечена требуемая разница, по сравнению с бакалавриатом, подходов, а также должного  уровня организации учебного процесса и проведения занятий в магистратуре. Фактически магистратура оказалась придатком бакалавриата и напоминает один из факультетов учебного заведения, что не позволяет магистрантам воспринимать учебный процесс на должном уровне. Организация учебного процесса в магистратуре не соответствует установленным нормам и требует кардинального реформирования.
      Седьмая причина в том, что в учебном заведении не налажен, с привлечением независимых специалистов, соответствующий уровень мониторинга учебного процесса, а также качество ведения занятий преподавателями. Основное внимание мониторинга направлено на то, чтобы у преподавателя на занятиях было в наличии  учебно-методический комплекс,  состоящий из  перечня более 20 документов (имеющий объём 200 и более страниц), а не уровню качества даваемых студентам знаний. В анонимном опросе студентов, проводимом мониторингом, основное внимание уделяется уровню взаимоотношения преподавателя со студентами, а не качеству и объёму даваемых им знаний. Если по анонимному опросу студентов к  преподавателю есть жалобы, то со стороны мониторинга предъявляется вполне официальные претензии, что противоречит законодательству.
      Восьмой причиной является низкий уровень организации деятельности кафедр, который не соответствует современным требованиям. Требуется в корне изменить структуру и организацию  деятельности кафедр. Должность руководителя кафедры должна быть выборной с активным участием членов кафедры. На кафедре должна быть создана творческая атмосфера и уважения друг к другу, отсутствие диктата и давления на личность со стороны руководителя кафедры, возможности свободного выражения личного мнения и др. В функции руководителя кафедры не должны быть решающего голоса при  приёме и увольнении на работу преподавателей.
        Девятой причиной является не соответствующая современным нормам политика взаимоотношения и взаимосвязи топ-менеджмента учебного заведения как со студентами и магистрантами, так и с преподавателями. Топ-менеджмент не проводит лекционных и семинарских занятий у студентов. Кроме того, они не организовывают встреч с преподавателями в неформальной обстановке для обсуждения каких-либо вопросов, в том числе и имеющихся проблем. Топ-менеджмент имеет небольшой круг приближённых лиц, и они отгорожены от всех остальных «китайской стеной». Можно привести ещё ряд других причин, которые сегодня необходимо устранить учебному заведению для достижения современного уровня. Общая сложившаяся ситуация в системе не позволяет предполагать существование кардинальных различий, поэтому приведённые причины нельзя отнести только к отдельному учебному заведению.
         Как видно из анализа, большинство причин связаны с коррупционной схемой оказания помощи приёма, устранение которых значительно улучшит качество образовательного процесса, а если учесть, что ещё государство будет осуществлять крупные финансовые вливания, большинство из них просто исчезнут.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий