Bobokhujaev Sh. I.

воскресенье, 18 марта 2012 г.

Параллельные механизмы в системе высшего образования


Наиболее интересным и сложным направлением системы образования, считается обучение в высших учебных заведениях. Если 1-ый и 2-ой уровень системы образования республики является обязательным для всех, то следующий 3-ий уровень, подготовки кадров в высших учебных заведениях является добровольным и частично платным. В феврале 2012 года Президент РУз И. Каримов на открытии международной конференции, посвящённой образованию, отметил, что сегодня в 59 университетах и вузах республики обучаются свыше 230 тысяч студентов (см. здесь http://www.mf.uz/ru/component/content/article/1-mf-8/463-id-283.htm). В условиях рынка, сегодняшняя молодёжь понимает, что интеллектуальный труд ценится выше и наличие более высокого уровня образования позволяет рассчитывать на более высокий уровень дохода и благополучия. Поэтому спрос на получение высшего образования со стороны молодёжи не уменьшается, а только из года в год возрастает и государство в этом их всячески поддерживает, а также поощряет, предоставляя льготы. Как было указано выше, система высшего образования республики в течении ряда лет, наряду с некоторыми развитыми странами такими как США, Великобритания и другие, имеет два уровня, в которую входит бакалавриат и магистратура. Переход был осуществлён за довольно короткий период после обретения независимости. Это было смелое и дальновидное решение, если вспомнить, что после распада СССР все страны, входившие в его состав, столкнулись с проблемами финансирования образовательного процесса, потому, что не имели ресурсов и адекватных средств на поддержание высшего образования  на достаточно высоком уровне. Поэтому в отличии от Узбекистана,  в большинстве стран СНГ наблюдался рост числа коммерческих вузов, сокращение доли расходов на образование со стороны государства и одновременно формирование государственного заказа на подготовку специалистов в приоритетных областях деятельности. В этот же период, в целях уменьшения человеческого фактора и коррупционного вмешательства при приёме на обучение, в республике было принято решение отказа от старой системы (проведение устных и письменных экзаменов) и перехода на единое тестирование по профилирующим предметам. В тот период, принятие данного решения было воспринято, как революционное и в начальный период это дало ощутимый         эффективный результат. Если учесть, что данное направление архиважное почти для каждой семьи, как все новшества тестирование было быстро освоено и найдены пути ухода от трудоёмкой подготовки, а также наименьшей конкуренции для поступления в ВУЗы (благо есть те, готов хорошо оплатить за данные услуги). Для этого придумано множество механизмов оказания помощи абитуриенту (как организованно группой лиц, так и индивидуально) для поступления в любой ВУЗ, о чём было опубликовано в некоторых СМИ. Как говорится, был бы спрос, а предложение быстро найдётся, тем более хорошо оплачиваемое. Но эта тема отдельного обсуждения, связанная со многими факторами, в том числе человеческими, а также современными передовыми технологиями. Думается, не столько важна суть предлагаемых механизмов, а полученные в итоге оказанной         помощи результат (особенно касается  учебных заведений, которые сами предлагают организованную помощь для поступления, т.о. принимающий коррупционный характер). Складывается очень сложная ситуация, когда большинство родителей, оплатившие за поступление на учёбу, при возникновении любой конфликтной ситуации при обучении детей, напрямую обращаются к руководству, напоминая, каким образом их дети поступили, поэтому в целях предотвращения огласки и скандалов, они идут на любые уступки. А это напоминает игру футбол в одни ворота и для этого брошены все ресурсы учебного заведения. А как это выглядит? Чаще это выглядит очень печально! Поступившие таким путём студенты не стесняются открыто об этом говорить, и считают, что при возникновении почти любых проблем (академическая неуспеваемость, пропуски занятий и т.д.), они не будут отчислены из ВУЗа. К каким перекосам приводит весь этот процесс? Возникает явный дисбаланс, когда в сформированных при приёме группах малая часть студентов с очень хорошим базовым уровнем подготовки, а другая  с явно слабым уровнем и даже имеются те, кто не владеет элементарной грамматикой и основополагающими знаниями по профилирующим предметам (арифметика, химия, физика  и т.д.). Возникает вопрос, почему же происходит такое разделение на противоположности, а где же золотая середина?  Как же они уживаются и какова их дальнейшая судьба? А дело в том, что из года в год растёт конкуренция при поступлении, следовательно, растут и проходные баллы для поступления. Те, кто своими силами поступают, они очень серьёзно и тщательно подготавливаются к поступлению с помощью репетиторов и стараются набрать максимальное количество баллов. Следовательно, те, кто поступает через помощь, должны также набрать как можно высокие баллы, что им также обеспечивается. Поэтому поступают учиться в учебные заведения, особенно в престижные, наиболее подготовленные, а со средним уровнем подготовки, к сожалению, в большинстве не проходят. А ведь костяк любой группы обычно составляют они, и их отсутствие сказывается на взаимоотношении студентов группы! В техническом плане порядок проведения тестирования очень упрощённый, для ответа на тесты требуется только определить правильный ответ и отметить его, не требуется каких-либо письменных и других объяснений. Поэтому попадают на обучение те, кто даже элементарно не владеет грамматикой, языком и знаниями профилирующих предметов. Таким в помощь предоставляются  готовые ответы, и они просто их отмечают.  Это также приводит к тому, что в некоторых европейских группах с русским языком обучения, учатся студенты вообще не знающие этого языка. В своей практике преподавания в Ташкентском финансовом институте на дневном обучении, дважды сталкивался со случаями, когда в европейской группе с русским языком обучения студент, вообще не знал этого языка. Вы можете удивиться и задаться вопросом,  как же такое может произойти? Парадокс, но это факт! И сегодня, по информации коллег, в некоторых ВУЗах уже встречаются не единичные случаи. Если коснуться вышеприведённых примеров, то эти студенты окончили районную школу с узбекским языком обучения и при   поступлении в ВУЗ им помогли, но по каким-то причинам включили в группу с русским языком обучения. В данном учебном заведении провожу занятия по специальным предметам, читаемые студентам на 3-ем курсе. Обычно при знакомстве с группой на первом занятии, такие студенты заявляли, что не знают русского языка и будут только посещать занятия, так как в деканате им пообещали, что получат положительную оценку по предметам, если не будет пропусков занятий. Такие встречаемые случаи всегда вводят  в ступор по нескольким причинам. Во-первых, возникал такой вопрос,  каким образом такой студент оказался в этой группе? Во-вторых, как они сумели успешно завершить 2 курса (сдать около 40 предметов)? В-третьих, каждый преподаватель должен быть объективен, а с таким студентом в группе трудно им быть, т.к. при любом требовании знаний от остальных, они будут показывать на него (что вы требуете от нас, если в группе такие, которые вообще не знают языка обучения)? В-четвёртых, как и каким образом требовать от него освоения программы, а также оценивать уровень его знаний? В-пятых, раз ему помогли поступить учиться и закрывают глаза даже на то, что он не знает языка обучения, значит, есть лица, которые будут всячески его оберегать и защищать, в первую очередь деканат факультета. В-шестых, если студент не знает языка обучения, есть ли смысл посещать ему занятия и без пользы проводить время и т.д. Самое важное то, что такие действия совершаются не только с согласия, но и по указанию руководства института и не только. Каким образом и именно в эту группу данный студент попал обучаться, мы рассмотрели чуть выше. Было  отмечено, что в практике существует множество механизмов оказания помощи для поступления в ВУЗ. Если следовать вышеизложенной логики, то студенты из приведённых примеров, навряд ли поступили учиться  по индивидуальной помощи с чьей-то стороны. Это связано с организованным внутривузовским механизмом конкретного учебного заведения (т.е. части студентов организованно, со стороны учебного заведения под руководством, помогают поступить учиться за установленную денежную ставку, а также курируют и помогают им за время  обучения). Суть действия механизма связано с приёмной комиссией, параллельно которому за многие годы сформировалась сложная иерархическая структура, имеющая форму пирамиды с вершиной, куда  стекаются с разных сторон средства payments за поступление на обучение). Данная структура имеет на каждом уровне вертикальную субординированную систему взаимосвязей. В ней работают многими годами проверенные одни и те же люди, выполняющие  определённые возложенные на них как официальные, так и неофициальные функции. Кроме того, привлекаются люди с многих структур, как для поддержки, так и защиты от внешних угроз. Это малая толика информации, напоминающая видимую часть айсберга, но мы несколько отклонились от основного вопроса, каков, же результат обучения студентов из приведённого примера? Обращение в деканат по поводу перевода данных студентов в национальные группы обучения не дали результатов, хотя пообещали в случае появления в других группах свободных мест, будут переведены. Практика показывает, что бесполезно предпринимать какие-либо другие действия, а также последствия для любого преподавателя, оказывающего противодействие, могут оказаться неприятными (ищут любые недостатки, организовывают анонимные петиции и т.д.). Поэтому мною была разработана для них индивидуальная программа освоения предмета и проведено на безвозмездной основе дополнительные занятия. Перед ними была поставлена задача, во-первых, освоить русский язык, а во-вторых, все проходимые темы (а их было 18) элементарно объяснить на русском языке. Помогло то, что занятия по данному предмету проводил в течении года (2-х семестра) и поставленные задачи были им по силам. Необходимо отметить, что другие студенты группы, очень тепло восприняли требования к ним, исходя из сложившейся ситуации считая их вполне справедливыми, и всячески им помогали. Оба студента выполнили поставленную задачу, успешно завершив курс (не без трудностей получили минимальную оценку после пересдачи экзаменов) выразив искреннюю благодарность за помощь, в первую очередь, освоения русского языка.

Аналогичные примеры проблемных случаев с обучением не на национальном языке можно привести из практики банковско-финансовой академии РУз, где проводится обучение в магистратуре. Здесь, правда, несколько другая ситуация, связанная с формированием групп и ведением занятий. В академию    принимаются магистранты,    как   на  узбекском, так и на русском языке обучения, а при формировании полноценной группы возникают проблемы (по некоторым направлениям обучения могут оказаться 1-2 человека). В связи, с чем в академии формируют смешанные группы обучения, и при преподавании занятий на каком-либо одном языке (русском или узбекском) одна часть обучающихся может пострадать из-за незнания языка. Кроме того, в академии практикуется ведение занятий на русском языке русскоязычными преподавателями в некоторых национальных группах, в связи, с чем у некоторых слушателей также возникают проблемы, как с понимаем, так освоением и сдачей зачётов и экзаменов по данному предмету.

Всю сложившуюся ситуацию прекрасно понимает руководство учебного заведения,  и соответственно продумываются действия, направленные на то, чтобы облегчить участь тех, кто поступил обучиться за денежное вознаграждение. Ведь подавляющее большинство поступивших таким образом учиться, имеют очень низкий уровень подготовленности. Поэтому, в первую очередь, уделяется внимание не качеству учебного процесса, а посещаемости студентами занятий, озабочены их поведением, дисциплиной и внешним видом (хотя всё это также немаловажно). Почти не уделяется внимания качеству  подготовки учебных программ, учебников и учебных пособий. Требование качества учебного процесса затруднит в первую тех, кому помогли поступить учиться, следовательно, возникнут проблемы именно с ними, а решать их придётся тем, кто за ними закреплён. Как видите, получается замкнутый круг, так зачем же создавать себе проблемы и если взглянуть на ситуацию шире, то найти выход из тупика невозможно (иначе говоря, одно с другим никак не стыкуется - иметь хороший доход при приёме и суметь организовать качественный учебный процесс, или по-другому и волки сыты и овцы целы)! Исходя из этого, руководство данного учебного заведения не заинтересовано иметь в профессорско-преподавательском составе честных, принципиальных, добропорядочных имеющих большой опыт работы преподавателей, т.к. они будут поднимать эти проблемы, а также отказываться от практики выставления положительной оценки студентам с очень низким уровнем знания (фактически ставя ультиматум об их отчислении), а также низкой посещаемостью занятий. У этих преподавателей трудно найти недостатки и собрать на них компроматы, что затруднит решение возникших проблем. Поэтому руководство данного учебного заведения разработало собственную тактику и стратегию подбора преподавателей. В соответствии её, в первую очередь, упор делается на молодых преподавателей, исходя из того, что они хорошо владеют современной компьютерной и другой техникой, интернетом, лучше понимают психология молодёжи, имеют гибкий и современный подход ко многим вопросам. Данная политика не противоречит программе совершенствования образовательной системы, тем более, существуют некоторые проблемы с преподавателями старшего поколения (плохо владеют компьютерной и другой техникой, не владеют интернетом и др.). Но если посмотреть с другой стороны, насколько искренние цели преследует руководство учебного заведения, оправданно ли привлекать для преподавания молодых лиц, не имеющих как опыта, так и навыков, а также отдалять преподавателей старшего поколения? Реальный механизм таков, что на работу берут только лиц, хорошо проверенных как на верность, так и преданность, которые будут делать то, что им скажут. В этом убедился на своей практике, когда встречал лиц, которые имели очень низкий уровень знаний и с трудом заканчивали ВУЗ, а через некоторое время, встречая их, узнавал, что они стали преподавателями в этом же учебном заведении. Для этого существует идеальный вариант, брать на работу тех, кто обучался сначала в бакалавриате, а затем  в магистратуре данного учебного заведения. С одной стороны, они не имеют практического опыта и собственного имиджа, а с другой хорошо знают «всю кухню» учебного заведения изнутри и не будут принципиальничать, и упорствовать при решении каких-либо вопросов. Кроме того, они будут давать студентам  те материалы по курсу, которые предоставят лица, взявшие их на работу (проталкивание конъюнктурного интереса). Если посмотреть опыт развитых стран, то какие требования и на каких условиях берут на работу в учебные заведения преподавателем, можно ли сравнить с нашими требованиями?   Находясь на повышении квалификации в таких учебных заведениях  Европы как университет Манхейма (Германия), Саарленда (Германия), Аликанте (Испания), Болоньи (Италия) обязательно интересовались тем, что всё касалось деятельности преподавателей. У них для того, чтобы быть   преподавателем установлены очень жёсткие требования по многим критериям, в том числе к обязательному наличию практического стажа не менее 5 лет на производстве. Установленные у них требования не сопоставимы с теми, которые практикуют у нас, было бы не плохо перенять у них опыт.
Хотелось бы остановиться ещё на одном вопросе. Ещё 5 лет назад на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2007 году, Президент РУз И. А. Каримов отметил: «Нас не может не волновать сегодня один принципиальный вопрос – насколько те или иные специальности, по которым ведется подготовка молодых специалистов, востребованы в отраслях и сферах экономики. Здесь требуется провести тщательное изучение положения дел, определить, насколько каждая специальность, по которой осуществляется сегодня подготовка специалистов, отвечает реальным требованиям дня и востребована не только сегодня, но и в ближайшей перспективе, внести жесткие коррективы по изменению специальностей. Второй вопрос, имеющий особо важное значение, – это качество подготовки молодежи и будущих кадров». Насколько важные вопросы были подняты Президентом, хочу привести пример конъюнктурного подхода открытия специальности, а потом и факультета по такому новому направлению как «финансовый инжиниринг» в Ташкентском финансовом институте. Действительно в мировой системе экономических знаний появилось новое направление – финансовая инженерия, представляющая собой конструирование финансовых инструментов и финансовых технологий для управления портфелем ценных бумаг. Данное направление актуально для стран с развитым рынком ценных бумаг, чего не скажешь про рынок в нашей республике. Для условий республики актуальнее изучение и освоение уже разработанного в мировой практике, большого арсенала финансовых инструментов. Второй аспект, затрагивающий данный вопрос  – это на основе каких материалов и литературы обучаются студенты, так как  по данному направлению практически отсутствует научно-обоснованная  информационная база, фундаментальные исследования в этом направлении не проводились. Исходя из выше изложенного, резонно задать следующий вопрос: «Какой специалист может быть подготовлен в таких реалиях и где он сможет найти работу по данному направлению?». Ответ на данный вопрос трудно найти. Тут возникнет другой вопрос, как могло случиться так, что принимаются непродуманные решения и для каких целей? Если взглянуть на данный вопрос без поиска каких-либо скрытых причин, а напрямую, то получится для получения возможности расширения и увеличения набора студентов, а это подпадает под рамки рассмотренного выше механизма.    
Если предложить кому-то дать оценку разработанной политики и налаженному механизму конкретного рассмотренного учебного заведения в отношении:
1) сложившейся практики приёма на обучение (организация приёма части абитуриентов за установленные денежные ставки),
2) проведение устраивающего учебного процесса (в угоду тех, кто заплатил за поступление),
3) собственной политики подбора преподавателей и управления ими (в угоду проведения принятой политики),
то могут быть следующие варианты ответов:
1) некоторые отметят коммерческий подход и предпринимательскую жилку руководителя;
2) некоторые отметят грамотно-продуманный характер механизма и способности налаживания  хороших отношений с вышестоящим руководством;
3) некоторые отметят умение,  на фоне официальной политики государства, умело проводить  собственную политику, направленную на обогащение;
4) некоторые отметят как врага собственного народа и политики Президента.
Лично я соглашусь с последней оценкой, так как невозможно оценить тот вред, который наносится всему нашему обществу и особенно подрастающему поколению. А что вы думаете по сложившейся ситуации?

Комментариев нет:

Отправить комментарий