Из всех уровней
образования республики наименьше всего реформы коснулись послевузовского
образования. Сегодня в республике действуют система присвоения ученой степени кандидата и доктора
наук, а также порядок защиты соответствующих диссертаций, которая функционирует
в России и некоторых странах СНГ. Основой послевузовского образования в этих
странах послужили документы, принятые в
1934 году постановлением Совнаркома СССР «Об учёных степенях и званиях». Для
обеспечения единства
требований к соискателям ученых степеней и ученых званий, на основании принятого документа была создана Высшая аттестационная комиссия (ВАК).
Прошло немало времени, не стало СССР, и многое изменилось, но и сегодня в
республике действует основа той системы и функционирует ВАК. Какова ситуация в
этой области и какие перемены можно ожидать? Если обратиться к тем реформам,
которые произошли на более ранних уровнях системы образования республики (см. http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post.html),
то можно отметить, что они вобрали в себя всё
лучшее на основе обобщённого
опыта передовых развитых стран мира. Рассматриваемый уровень послевузовского образования в практике
развитых стран связан с подготовкой доктора философии PhD, имеющие некоторые различия в
странах с германскими, французскими и
англосаксонскими традициями. Чем же применяемая подготовка PhD в
развитых странах отличается, от той, которая принята в республике? Отвечает ли
выдаваемый диплом в республике международным
стандартам и можно ли по нему
работать за рубежом? Если
кандидат и доктор наук - это ученые степени, то доктор философии PhD - это
академическая степень. В республике ученые степени кандидата и доктора наук
определяется государственным органом аттестации ВАК. Данный орган проводит всестороннюю
экспертизу документов аттестационного дела и саму диссертацию соискателя. В
случае успешного прохождения всей этой процедуры соискателю выдается диплом
кандидата или доктора наук. Согласно установленным требованиям, значительная
часть времени соискатель затрачивает на научные исследования и оформление
документов, и защиту, проходя через различные инстанции. В противоположность
этому порядку, в системе подготовки PhD 80% времени программы направлено на учебно-образовательный процесс и 20%
на научно-исследовательскую работу. Подготовка и защита диссертации значительно
упрощена (похожа на защиту магистерской диссертации). Т.о. выясняется, что существуют значительные расхождения
послевузовской подготовки в республике и развитых стран. В этом случае, какие
шаги реформ можно ожидать далее? Существующие различия и изолированность от мирового образовательного
пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной
образовательной системы. Поэтому есть один выход - развивать международную интеграцию,
сохраняя все лучшее из собственного опыта. Невозможно данную задачу решать вне
единого мирового образовательного пространства и общих стандартов оценки
качества подготовки. Для этих целей в республике были приняты меры для его
совершенствования. С конца 2010
года была обновлена форма подготовки кадров, суть которой
вместо аспирантуры и докторантуры в высших образовательных и
научно-исследовательских учреждениях введен институт
стажеров-исследователей-соискателей и старших научных сотрудников-соискателей. В институте
стажеров-исследователей-соискателей продолжительность обучения три года, а
старших научных сотрудников-соискателей продолжительность два-три года в
зависимости от области исследований. Стажерам-исследователям-соискателям и
старшим научным сотрудникам-соискателям высших образовательных и
научно-исследовательских учреждений установлены должностные оклады. Введение института стажеров-исследователей-соискателей и
старших научных сотрудников-соискателей направлено на трансформацию аспирантуры
и докторантуры, вот только как
будет, выглядеть данный механизм пока неясно, будет ли это принятая в
международной практике PhD и его аналог или
что-то другое. Если коснуться
некоторых исторических фактов, то можно отметить, что в СССР стажеры-исследователи были введены ещё в 1962 году, когда в
научно-исследовательские учреждения зачислялись талантливые специалисты с
высшим образованием на срок до двух лет, и выплачивалась заработная плата в
размере 100 рублей.
Каков же сегодняшний порядок получения ученой степени в республике, и какие
существуют трудности? Процедура очень сложная, громоздкая и
забюрократизирована. К сожалению, прохождение большинства этапов связано с
личностным фактором. Вкратце, эта обобщённая процедура выглядит следующим
образом – 1) определение темы и руководителя; 2) подготовка обоснования;
3)обсуждение темы диссертации и утверждение руководителя на кафедре; 4) обсуждение темы диссертации и
утверждение руководителя на учёном Совете ВУЗа или НИИ; 5) заключение эксперта
о возможности публикации объявления сведений о теме диссертации в журнале ВАК;
6) заключение Координационного совета профилирующего заведения по теме диссертационного
исследования; 7) публикация темы диссертации и руководителя (консультанта) в
журнале ВАК; 8) подготовка диссертации и автореферата; 9) прохождение курсов
обучения и сдача 4–х экзаменов по кандидатскому минимуму; 10) сдача
государственного экзамена по идеологии независимости и научному фундаменту, а
также экономическим, социально-политическим, духовным основам строительства
демократического общества; 11) сдача государственного экзамена по
специальности; 12) обсуждение диссертации на кафедре; 13) определение
заведения, где будет проводиться защита и направление диссертации на
предварительную экспертизу; 14) экспертиза и приём документов в заведении по месту защиты; 15)
обсуждение диссертации на научном семинаре при специализированном совете в
заведении по месту защиты; 16) объявление о приёме на защиту диссертации на
специализированном совете в заведении по месту защиты; 17) определение официальных
оппонентов и ведущей организации; 18) объявление
официальных оппонентов и ведущей организации диссертации на специализированном
совете в заведении по месту защиты; 19) заключение по диссертации экспертной
комиссии специализированного совета; 20) утверждение автореферата комиссией и
его размещение на сайте; 21) передача материалов диссертации в ВАК и объявление
на его сайте; 22) объявление даты защиты; 22) заключение официальных оппонентов
и ведущей организации; 23) рассылка автореферата; 24) защита диссертации на
специализированном совете; 25) сдача материалов по защите; 26) прохождение
экспертизы ВАК и др. В этой
приведённой обобщённой процедуре существует различия прохождения этапов на
получение ученой степени
кандидата и доктора наук, а также могут касаться различных научных направлений. Как видно из длинного перечня этапов
прохождения всей процедуры, от начала до его защиты и присвоения научной
степени, проходит немало времени. В реальности по некоторым научным
направлениям решение подавляющего
большинства этапов связаны с личностным фактором, а также охвачены различными негативными
моментами, с которыми можно ознакомиться на
некоторых интернет-сайтах. Кроме того, если
коснуться компетенции лиц, которые входят в различные комиссии и советы, их
взаимоотношения, качества проводимых мероприятий, то здесь также возникает
множество вопросов и выводов, связанные также с личными интересами. Бесспорно, что из
некоторых приведённых примеров, нельзя «вешать ярлыки» на все советы, где
проводятся защиты, но действующая в республике очень сложная, громоздкая и
забюрократизированная процедура присвоения ученой степени, оставляет мало шансов, надеяться на
такое мнение. Всем тем, кто намеревается в перспективе заниматься
преподавательской или научной деятельностью остаётся
надеяться на скорейшие кардинальные реформы в этой области, которые позволят
использовать весь свой интеллектуальный потенциал, а не зависеть от тех, кто
находится в звеньях цепочки проходимой процедуры.
Спасибо за качественный пост.
ОтветитьУдалитьНе могли бы вы, пожалуйста, обновить статью, с учетом последних изменений в данной сфере?
http://bobshuh.blogspot.com/2013/06/blog-post.html
ОтветитьУдалить