Bobokhujaev Sh. I.

четверг, 31 мая 2012 г.

Возможно ли применение в обучении кейс-стади (case study) методов?


В подписанном  28 мая 2012 года Президентом И. Каримовым постановлении, связанного с пересмотром работы средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, Министерству высшего и среднего специального образования поручено всесторонне изучить зарубежный опыт использования в образовательном процессе прогрессивных педагогических методов и технологий, в частности метод «case study».
            В связи с тем, что я занимался данным вопросом достаточное время поэтому с  профессиональной точки зрения хотел бы найти ответ на вопрос: «Насколько реально применение данного метода в системе образования республики в системе средних специальных, профессиональных образовательных учреждений?»
            В современном образовании повсеместно признаётся важность теоретической подготовки и понимания студентами классической теории любого предмета. В СССР применялась традиционная технология обучения, которая была направлена на запоминание и воспроизведение информации. Обучающиеся чаще изолируются от общения друг с другом, низка их самостоятельность, слабая речевая деятельность и обратная связь.  Сегодня становится очевидным, что молодёжь более чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определённой учебной среде.
Мыслить критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы. Критическое мышление вырабатывает точку зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Обладая критическим мышлением, человек знакомится с теми или иными идеями и рассматривает возможные последствия их реализации. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.  Для развития у обучающихся критического мышления необходимы следующие условия:
1) время и возможность для приобретения опыта критического мышления;
2)способствовать активности обучающихся в учебном процессе;
3)принимать различные идеи и мнения;
4)убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными;
5)выражать веру в то, что каждый способен на критическое мышление;
6)поддерживать проявление критического мышления.
Развитие критического мышления у обучаемого позволяет оценить ситуацию и принимать обоснованные решения, помогает понять смысл сложной меняющейся жизни, создаёт условия роста личности. Методических приёмов, способствующих развитию критического мышления множество. Многие из них используются преподавателями на занятиях. Важно, чтобы они использовались систематически и целенаправленно. Задача преподавателя предоставить сферу для активной деятельности и удовлетворения интереса. Он должен организовать самостоятельную мыслительную деятельность обучаемых. Обучающийся должен выдвигать идеи и давать оценки самостоятельно или в составе малой группы.
Одним из способов эффективного применения теории в реальной жизни, при решении возникающих проблем, является решение учебно-конкретных ситуаций (кейсов). Кейс –это практическая ситуация, которая содержит некоторые проблемы. Его содержание и возможные решения должны анализироваться и обсуждаться совместно обучающимися и преподавателем. Целью кейс-методов является обучение студентов решать проблемы, но не передавать знания. Кейсы также являются важным шагом на пути к построению партнёрских отношений между университетами и предприятиями. «Чтобы научиться управлять машиной, вам не нужны долгие лекции по устройству двигателя внутреннего сгорания, вам нужна практика вождения с инструктором». Это высказывание очень точно отражает суть метода кейс-стади, который используется в обучении практически всеми бизнес-школами мира для того, чтобы научить будущих менеджеров применять теоретические знания на практике.
Кейс играет большую роль в обучении студентов бизнес-школ, поэтому все бизнес-школы указывают, какую часть времени обучения выделяют для кейс-стади, например в “Wharton” – это 30%.      
Кейс-методы предоставляют возможности:
- демонстрировать практическое применение теоретических знаний;
- увидеть и осмыслить проблему;
- развивать практические навыки решения проблем;
- прививать навыки «просеивания» информации;
- получить навыки отслеживания взаимосвязи между различными частями информации;
- исследовать альтернативные подходы, связанные с ситуацией;
- сверить себя с другими, обменяться с ними мнениями;
- развивать свою мотивированность к участию и коммуникационные навыкам.
Применение кейс-методов обучения позволяет обучающемуся:
- развивать критическое мышление;
- учит быть объективным;
- передаёт опыт, подкреплённый теорией;
- помогает сформировать новое видение самой ситуации;
- позволяет учесть наличие и влияние имеющих место в ситуации обстоятельств;
- учит быть восприимчивым к другому мнению;
- учит искусству задавать вопросы;
- помогает вырабатывать чувство интуиции;
- развивает аналитические способности;
- учит действовать и брать на себя ответственность за принятое решение.
Метод кейс-стади впервые был применен в Гарвардском университете в 1924 году и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира – его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных кейсов. Преподаватели из Европы ездят в США «перенимать» специфику «кейс-образования».  
            «Кейсы» отличаются от привычных для нашего студента задач, что вызывает множество трудностей. Дело в классическом обучении в школе, университете – задачи, в которых есть чёткий вопрос, формула для решения и один ответ. Это мешает студенту сосредоточиться на правильном восприятии «кейса». Ведь в бизнесе не всегда существует единственное правильное решение. Занятия по анализу «кейса» ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа «кейса»:
  • закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
  • отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление слушателей со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
  • отработка навыков группового анализа проблем и принятие решений (в рамках тренинговых процедур);
  • экспертиза знаний, полученных слушателями в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
            Можно выделить несколько типов «кейсов». Это в первую очередь «кейсы», в которых описывается конкретная ситуация и решение практически не требуется. Это «описательные кейсы». Главное, что нужно сделать при работе с таким кейсом – это описать преимущества и недостатки уже данного решения.   
            Существуют различные типы кейсов:
1)      проблемные кейсы (проблема определена заранее и используется тогда, когда студенты не имели дело с кейсами);
2)      системные кейсы (представляется существующая ситуация –описывается экономическая и административная система предприятия. Студенты должны представить предложения по улучшению);
3)      открытые кейсы (проблемы не даны, студентам необходима короткая информация);
4)      кейсы-айсбергы (студенты не имеют достаточной информации. Они должны сами узнать и найти информацию, чтобы решить проблему);
5)      серийные кейсы (ряд незавершённых кейсов, где следующий кейс является продолжением предыдущего);
6)      классические (Гарвардские) кейсы;
7)      тактические и стратегические кейсы;
8)      микро-;мини-; общие кейсы и т. д.
Для работы слушателям представляется письменная информация о ситуации. Описание может быть разного объема и степени подробности в зависимости от того, какие аспекты анализа ситуации рассматриваются на занятии. Для формирования конкретных навыков, например, анализа хозяйственной деятельности предприятия, конечно, должен быть представлен стандартный вариант балансового отчета и дополнительная информация об организации (номенклатуре, объемах, структуре финансов и так далее). Для общей характеристики стратегии управления персоналом достаточно представить небольшой до 1 страницы текст с кратким описанием стиля работы высшего звена управления или способов привлечения персонала.
Для объемного представления информации о ситуации необходимы:
  • информация о субъекте (той организации, человеке, группе, которая занимает основное место в ситуации) – описание субъекта может быть дано на разном уровне – уровне целей и стратегии или на уровне фактической информации о его деятельности;
  • информация о партнерах, конкурентах, иных субъектах, с которыми взаимодействует основной «герой» ситуации;
  • информация об условиях, в рамках которых разворачивается ситуация, и которые также могут быть описаны на разном уровне конкретности.
Проблема в кейсе может быть задана несколькими путями:
1-й путь – отсутствует информация об одном из необходимых элементах ситуации (например о партнерах или ситуации). В этом случае задача слушателя – реконструировать недостающую информацию, соотнести её с заданной, выделить проблемы.
2-й путь – в тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации. Например, схема взаимодействия между партнерами не согласуется с ситуацией и её ограничениями, или изменение ситуации требует изменения состояния параметров одного из ее участников.
            Для работы на занятии слушателям предлагается небольшая схема анализа (из 8-ми пунктов). Вначале каждый слушатель индивидуально анализирует предложенную практическую ситуацию по заданной схеме, привлекая знания, полученные в ходе теоретических курсов. Затем с помощью преподавателей, разбившись на группы, слушатели проводят совместный анализ ситуации, определяют важнейшие аспекты ситуации, основные проблемы и способы их решения и оформляют результаты группового анализа, разделяемые большинством участников обсуждения. После групповой работы представители групп презентуют результаты обсуждения на межгрупповой сессии.
            Анализ богатого опыта использования учебными заведениями кейс-методов обучения в развитых странах, показывает, что процесс работы по кейс-методу следующий:
1)      индивидуальная подготовка;
2)      дискуссия в группе, 30-60 мин.;
3)      пленарная дискуссия, 1-2 часа;
4)      оценка результатов.  
Обычно разбор кейсов состоит из прочтения, решения и презентации. Затем они обсуждаются в ходе общей дискуссии – дебатов. Это очень важно, так как в бизнесе надо не только найти правильное решение, но и суметь обосновать его, убедить других в своей правоте. Далее решение представляется на суд аудитории.
При разборе кейса для начала следует определить круг вопросов и ключевые проблемы. Главное, что необходимо понять: какие из представленных данных важны для решения, а какие нужно отбросить в сторону. Уяснив задачи и определив круг проблем, следует выбрать метод для разбора. Существует множество уровней и разновидностей разбора. Если анализ подразумевает тщательное исследование ключевых вопросов, то кейс рассматривается со всех сторон. Может быть  и так, что потребуется сосредоточиться лишь на определённой проблеме.     
 При дискуссии в группе необходимо обратить внимание на следующие детали:
1)      группа должна знать о временных рамках дискуссии;
2)      студенты должны выслушать друг друга, даже если они не согласны;
3)      в дискуссии не должны доминировать 1-2 человека;
4)      каждый обучающийся должен быть вовлечён в дискуссию, вопросы помогают направлять дискуссию.
Порядок анализа кейса должен быть следующим:
1)      выявление основной проблемы;
2)      определение всех факторов, влияющих на эту проблему;
3)      разделение основных и второстепенных факторов;
4)      рассмотрение альтернативных путей решения;
5)      выбор наиболее оптимального решения.
На пленарном заседании необходимо рассмотреть, в чём состоит проблема, что нужно сделать, чтобы решить проблему предприятия. Должен выступить каждый обучающийся индивидуально, при этом рассматривается все области деятельности предприятия (например, производство, управление, финансы, реализация).
После сессии слушатели, совместно с преподавателями, обсуждают предложенные варианты. Возможна совместная (всех слушателей и преподавателей) оценка реалистичности и реализуемости предложенных решений.
При проведении занятия предлагается индивидуальная, групповая и сессионная форма работы. В процессе индивидуальной работы слушатели знакомятся с материалами практической ситуации и готовят индивидуальные материалы по вопросам, представленным в схеме анализа. В ходе групповой работы (по 6-7 человек в группе) происходит согласование различных представлений о ситуации, основных проблемах и путях их решения, нахождение взаимоприемлемого варианта решения, доработка и экспертиза предложений, оформление предложения в виде текста и плакатов для презентации на сессионном заседании.
В процессе сессионной работы каждая из малых групп представляет собственный вариант решения ситуации, отвечает на вопросы участников других групп и уточняет свои предложения, а после окончания докладов, дает оценку или выражает отношение к вариантам решения, предложенным другими группами.
            При составлении кейсов необходимо учитывать следующие аспекты:
1)      основная цель составления кейса (к какому предмету, теме, целевая аудитория);
2)      целевая группа;
3)      выявление необходимого объёма информации для составления кейса;
4)      возможные пути получения необходимой информации;
5)      выбор типа;
6)      выбор предмета, для которых может быть использован кейс;
7)      включение, в случае необходимости, дополнительной информации в виде  приложений, для облегчения процесса принятия решения.           
Общий порядок составления кейса выглядит следующим образом:
1)      введение;
2)      общие знания или информация о предприятии, задачи, ситуации и т.д.;
3)      описание проблемы;
4)      заключение;
5)      приложение.
Если кейс составляется на примере предприятия, то при описании проблем можно «войти» в какой-либо отдел или несколько и описать текущую ситуацию. Студенты должны внимательно прочитать в заключении самые важные моменты, например как руководители относятся к проблемам. В заключении необходимо приложить финансовые отчеты, стратегические планы и др. документацию.     
На сегодняшний день внедрение современных интерактивных методов обучения является наиболее актуальной проблемой в системе образования. Из собственного опыта преподавания могу без сомнения утверждать, что не только в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях, но и ВУЗах использование кейс-стади метода пока нереально! Для всестороннего использования в системе обучения кейс-методов существуют следующие ограничения и проблемы:
1)      кейс-метод не предусмотрен в учебном плане обучения;
2)      административные препятствия;
3)      консерватизм, не поддерживается новый метод обучения;
4)      отсутствие в достаточном количестве специальной литературы о кейс-методе обучения;
5)      отсутствие каталога рекомендуемых кейсов для обучения;
6)      отсутствие стимулов разработки кейсов;
7)      отсутствует  методика составления кейсов;
8)      отсутствуют технические возможности (размножение материалов, составление плакатов и т. д.);
9)      аудиторный фонд не отвечает требованиям;
10)отсутствие у преподавателя опыта проведения занятий кейс-метода и др.
Только устранение имеющихся препятствий позволит использовать метод кейс-стади и его активное внедрение в систему обучения, позволит поднять уровень подготовки специалистов на уровень современных международных требований, соответствующий потребностям мирового рынка. А для этого необходимы достаточный период времени,  значительные средства и привлечение высококвалифицированных специалистов,  организация и обучение педагогические кадров в масштабах республики.  Для реального взгляда на данный вопрос предлагаю рассмотреть Сase study АО КЕМОТЕКСТИЛЬ (ДАНИЯ), разработанный мной в рамках совместного европейского проекта (JEP-21116-2000) «МАТАДОР-2000» и сданный комиссии ЕС (см.), изложенный в пособии  «Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования –Т.: “Iqtisod moliya”, 2005-92 ст.

Комментариев нет:

Отправить комментарий