Приём
в ВУЗы республики в текущем году выдался особенно жарким и нервным. Правительством были приняты ряд мер по
наведению, а также ужесточению порядка и
условий проведения тестовых испытаний. Результаты применения данных мер были
красочно проиллюстрированы во многих информационные сайтах республики.
Абитуриенты охотно делились тем, какими они пользовались технологиями, чтобы
пронести в аудитории шпаргалки, сотки и
др. подручную технику для того, чтобы воспользоваться решением тестов. В интернете
также появилось много различной информации о том, что принятые меры позволили многим
родителям быть более уверенными в справедливом решении вопроса поступления
детей в ВУЗы республики своими знаниями
и силами. Действительно результаты тестовых испытаний, которые в этом году
объявлены несколько позднее, подтвердили прогнозы. Во многих, особенно ведущих
ВУЗах, тестовые испытания были проведены организованно, жёстко и в строго
установленном порядке, что реально отразилось на ощутимом снижении проходных
баллов по сравнению с 2011 годом. Ещё одна особенность – широкий диапазон
верхней и нижней планки проходных баллов, в сравнении с их скученностью ранее. Тем
не менее, в некоторых ВУЗах, как и прежде, абитуриенты проносили и свободно
использовали подручную технику при решении тестов, что было указано в некоторых
отечественных сайтах. Это лишний раз указывает на неэффективности приёма
абитуриентов, основываясь только на тестовой основе. Приведу простой житейский
пример. Дочь у наших знакомых сдала свои документы для поступления в ВУЗ и без
какой-либо элементарной подготовки сдавала тесты. Представим, что наугад зафиксированные
ответы окажутся правильными и данный абитуриент поступит, а другой, который
долго и упорно готовился, не наберёт нужного количества баллов и окажется за
чертой не поступивших. В этом случае мы не можем утверждать о справедливой
технологии отбора на обучение. Если обратиться к мировому опыту, то помимо
решения тестов, ведущие страны мира используют другие разнообразные технологии
приёма в ВУЗы, в том числе собеседование, письменные задания и т.д.,
позволяющий справедливо оценить знания и навыки абитуриента. Если вспомнить
порядок поступления в ВУЗ в советское время, это было как письменный, так и
устный экзамены. При такой системе, как говорится «мышь не проскочит», т.е.
была очень низкая вероятность поступления абитуриента без элементарных базовых знаний. Сегодня в
некоторых ВУЗах можно встретить в аудитории студентов, которые не владеют элементарной грамматикой и
знаниями, учатся в европейских группах, не зная русского языка и пр. Думается,
данный вопрос перезрел, и необходимы решительные шаги реформирования системы
приёма в ВУЗы и отказа от единственной тестовой системы, а принять на
вооружение использование различных технологий проверки знаний абитуриентов на основе
международной практики.
Кроме принятых мер по упорядочению
приёма студентов в ВУЗы, можно отметить повышение гласности и предоставление
информации со стороны государственного
тестового центра (ГТЦ) при КМ РУЗ. ГТЦ на сайте www.dtm.uz предоставил информацию как о проходных баллах во всех
ВУЗах за 2011 год (см. http://www.dtm.uz/files/utish_ball.htm), так и конкурсе
на место в 2012 году (см. http://www.dtm.uz/new/index.php?act=a2012). Имея такую информацию,
абитуриенты и их родители, могли разобраться в реальном положении приёма в
ВУЗы, и каких усилий требуется для поступления. Используя предоставленную ГТЦ
информацию, проведём анализ как спроса на различные специальности, а также конкурс
на место со стороны абитуриентов, так и определить негласный престиж ВУЗов
республики. Кроме того, попробуем разобраться
насколько выявленный негласный престиж ВУЗа соответствует действительности, которая
определяется такими факторами как высокие основные показатели деятельности в
сравнении с другими ВУЗами, выгодное географические местоположение, высокий
уровень материально-технической базы (МТБ), обеспеченность коммуникациями и
бытовыми условиями (доступность транспорта, хорошо функционирующие туалеты, наличие
отопления зимой, бесперебойная поставка электроэнергии, хорошо функционирующие
бытовые условия, столовая, кафе, читальный зал, библиотека и др.) высокий
уровень учебного процесса и обеспеченность учебно-методической литературой, квалифицированный
профессорско-преподавательский состав с высоким уровнем научной степени (к.н. и
д.н.), наличие победителей республиканских и международных конкурсов, уровень
среднеобразовательных школ региона и пр. Этот перечень факторов можно
продолжить и можно однозначно констатировать, что этот процесс выявления
достаточно сложный. Тем не менее, попробуем рассмотреть и сравнить спрос, а также уровень конкурса в бакалавриате
ВУЗов республики на основе данных ГТЦ и в приближении оценить с фактическими показателями. Охватить многие
направления анализа специальностей очень сложно, поэтому остановимся на одном,
сегодня, имеющего актуальное значение, экономическом направлении обучения. Наиболее
распространённым в республике считается подготовка специалистов по направлению «Экономика (по отраслям и сферам деятельности)»,
обучение, по которому ведётся в 21 ВУЗе республики:
1)
Андижанский машиностроительный институт (АМИ);
2)
Бухарский государственный институт (БГУ);
3) Гулистанский государственный университет
(ГГУ);
4)
Джизакский политехнический институт (ДжПИ);
5)
Наманганский инженерно-педагогический институт (НИПИ);
6)Наманганский инженерно-технологический институт (НИТИ);
7)
Самаркандский государственный университет (СамГУ);
8) Национальный университет Узбекистана (НУУ);
9)
Ташкентский государственный экономический университет (ТашГЭУ);
10)
Термезский государственный университет (ТГУ);
11) Ургенчский государственный университет (УГУ);
12)
Ферганский государственный университет (ФГУ);
13)
Каракалпакский государственный университет (КГУ);
14)
Андижанский сельскохозяйственный институт (АСХИ);
15)Самаркандский сельскохозяйственный институт (СамСХИ);
16)
Ташкентский государственный аграрный университет (ТГАУ);
17)
Каршинский инженерно-экономический институт (КИЭИ);
18)
Ташкентский институт ирригации и мелиорации (ТИИМ);
19)
Ташкентский институт информационных
технологий (ТИИТ);
20)
Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (ТИИЖТ);
21)
Самаркандский институт экономики и сервиса (СИЭС).
Проведём
анализ на основе предоставленной
ГТЦ информации по данному направлению как по проходным баллам при поступлении в
этих 21 ВУЗах за 2011 год (см. http://www.dtm.uz/files/utish_ball.htm), так и о конкурсе
на место в 2012 году (см. http://www.dtm.uz/new/index.php?act=a2012).
Если
взглянуть на рис. 1 анализа проходных баллов приёма в национальные группы, то
можно отметить высокий уровень проходных баллов у многих ВУЗов, но среди них выделяются
8 из 21 ВУЗов, где для поступления в бюджетную группу необходимо было набирать
более 200 баллов. Наиболее высокие проходные баллы для поступления в
национальную группу были в ТашГЭУ, НУУ, ТУТИ, БГУ, СГУ, КГУ, СИЭС, НИТИ и ТИИМ,
а наименьший проход был в ТГУ.
Учитывая
данные анализа рис. 1 и 2 приёма на обучение, как в национальную, так и в
европейскую группу, можно сделать вывод о том, что наиболее высокие показатели в
ТашГЭУ, НУУ, СИЭС, ТИИМ и ТУИТ.
Относительно
анализа приёма документов от абитуриентов и конкурса на одно место в 2012 году
необходимо отметить то, что лишь 25 из списка 71 ВУЗа (35%) представили
информацию, что не позволило провести полноценный
анализ (см. рис.3). Данная ситуация с непредоставлением информации 65% ВУЗов
вызывает множество вопросов и нареканий в отношении открытости, справедливости
и честности проведения приёмной компании без коррупционной составляющей. Те
ВУЗы которые предоставили данную информацию как-бы заявляют: “Мы открыты для всех и нам
нечего от кого-либо скрывать информацию.” Из рисунка 3 видно, что наиболее
высокий конкурс на одно место приходится на ТашГЭУ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий