Bobokhujaev Sh. I.

понедельник, 20 августа 2012 г.

Самые востребованные ВУЗы республики по подготовке экономистов: цифры и реалии


      Приём в ВУЗы республики в текущем году выдался особенно жарким и нервным.  Правительством были приняты ряд мер по наведению, а также  ужесточению порядка и условий проведения тестовых испытаний. Результаты применения данных мер были красочно проиллюстрированы во многих информационные сайтах республики. Абитуриенты охотно делились тем, какими они пользовались технологиями, чтобы пронести  в аудитории шпаргалки, сотки и др. подручную технику для того, чтобы воспользоваться решением тестов. В интернете также появилось много различной информации о том, что принятые меры позволили многим родителям быть более уверенными в справедливом решении вопроса поступления детей в ВУЗы республики  своими знаниями и силами. Действительно результаты тестовых испытаний, которые в этом году объявлены несколько позднее, подтвердили прогнозы. Во многих, особенно ведущих ВУЗах, тестовые испытания были проведены организованно, жёстко и в строго установленном порядке, что реально отразилось на ощутимом снижении проходных баллов по сравнению с 2011 годом. Ещё одна особенность – широкий диапазон верхней и нижней планки проходных баллов, в сравнении с их скученностью ранее. Тем не менее, в некоторых ВУЗах, как и прежде, абитуриенты проносили и свободно использовали подручную технику при решении тестов, что было указано в некоторых отечественных сайтах. Это лишний раз указывает на неэффективности приёма абитуриентов, основываясь только на тестовой основе. Приведу простой житейский пример. Дочь у наших знакомых сдала свои документы для поступления в ВУЗ и без какой-либо элементарной подготовки сдавала тесты. Представим, что наугад зафиксированные ответы окажутся правильными и данный абитуриент поступит, а другой, который долго и упорно готовился, не наберёт нужного количества баллов и окажется за чертой не поступивших. В этом случае мы не можем утверждать о справедливой технологии отбора на обучение. Если обратиться к мировому опыту, то помимо решения тестов, ведущие страны мира используют другие разнообразные технологии приёма в ВУЗы, в том числе собеседование, письменные задания и т.д., позволяющий справедливо оценить знания и навыки абитуриента. Если вспомнить порядок поступления в ВУЗ в советское время, это было как письменный, так и устный экзамены. При такой системе, как говорится «мышь не проскочит», т.е. была очень низкая вероятность поступления абитуриента  без элементарных базовых знаний. Сегодня в некоторых ВУЗах можно встретить в аудитории студентов, которые  не владеют элементарной грамматикой и знаниями, учатся в европейских группах, не зная русского языка и пр. Думается, данный вопрос перезрел, и необходимы решительные шаги реформирования системы приёма в ВУЗы и отказа от единственной тестовой системы, а принять на вооружение использование различных технологий  проверки знаний абитуриентов на основе международной практики.                   
        Кроме принятых мер по упорядочению приёма студентов в ВУЗы, можно отметить повышение гласности и предоставление информации со стороны  государственного тестового центра (ГТЦ) при КМ РУЗ. ГТЦ  на сайте www.dtm.uz предоставил информацию как о проходных баллах во всех ВУЗах за 2011 год (см.  http://www.dtm.uz/files/utish_ball.htm), так и конкурсе на место в 2012 году   (см. http://www.dtm.uz/new/index.php?act=a2012). Имея такую информацию, абитуриенты и их родители, могли разобраться в реальном положении приёма в ВУЗы, и каких усилий требуется для поступления. Используя предоставленную ГТЦ информацию, проведём анализ как спроса на различные специальности, а также конкурс на место со стороны абитуриентов, так и определить негласный престиж ВУЗов республики.  Кроме того, попробуем разобраться насколько выявленный негласный престиж ВУЗа соответствует действительности, которая определяется такими факторами как высокие основные показатели деятельности в сравнении с другими ВУЗами, выгодное географические местоположение, высокий уровень материально-технической базы (МТБ), обеспеченность коммуникациями и бытовыми условиями (доступность транспорта, хорошо функционирующие туалеты, наличие отопления зимой, бесперебойная поставка электроэнергии, хорошо функционирующие бытовые условия, столовая, кафе, читальный зал, библиотека и др.) высокий уровень учебного процесса и обеспеченность учебно-методической литературой, квалифицированный профессорско-преподавательский состав с высоким уровнем научной степени (к.н. и д.н.), наличие победителей республиканских и международных конкурсов, уровень среднеобразовательных школ региона и пр. Этот перечень факторов можно продолжить и можно однозначно констатировать, что этот процесс выявления достаточно сложный. Тем не менее, попробуем рассмотреть и сравнить  спрос, а также уровень конкурса в бакалавриате ВУЗов республики на основе данных ГТЦ и в приближении оценить  с фактическими показателями. Охватить многие направления анализа специальностей очень сложно, поэтому остановимся на одном, сегодня, имеющего актуальное значение, экономическом направлении обучения. Наиболее распространённым в республике считается подготовка специалистов по направлению  «Экономика (по отраслям и сферам деятельности)», обучение, по которому ведётся в 21 ВУЗе республики:
1) Андижанский машиностроительный институт (АМИ);
2) Бухарский государственный институт (БГУ);
3)  Гулистанский государственный университет (ГГУ);
4) Джизакский политехнический институт (ДжПИ);
5) Наманганский инженерно-педагогический институт (НИПИ);
6)Наманганский инженерно-технологический институт (НИТИ);
7) Самаркандский государственный университет (СамГУ);
8)  Национальный университет Узбекистана (НУУ);
9) Ташкентский государственный экономический университет (ТашГЭУ);
10) Термезский государственный университет (ТГУ);
11)  Ургенчский государственный университет (УГУ);
12) Ферганский государственный университет (ФГУ);
13) Каракалпакский государственный университет (КГУ);
14) Андижанский сельскохозяйственный институт (АСХИ);
15)Самаркандский сельскохозяйственный институт (СамСХИ);
16) Ташкентский государственный аграрный университет (ТГАУ);
17) Каршинский инженерно-экономический институт (КИЭИ);
18) Ташкентский институт ирригации и мелиорации (ТИИМ);
19) Ташкентский      институт информационных технологий (ТИИТ);
20) Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (ТИИЖТ);
21) Самаркандский институт экономики и сервиса (СИЭС).
Проведём анализ на основе предоставленной ГТЦ информации по данному направлению как по проходным баллам при поступлении в этих 21 ВУЗах за 2011 год (см.  http://www.dtm.uz/files/utish_ball.htm), так и о конкурсе на место в 2012 году (см. http://www.dtm.uz/new/index.php?act=a2012).
Если взглянуть на рис. 1 анализа проходных баллов приёма в национальные группы, то можно отметить высокий уровень проходных баллов у многих ВУЗов, но среди них выделяются 8 из 21 ВУЗов, где для поступления в бюджетную группу необходимо было набирать более 200 баллов. Наиболее высокие проходные баллы для поступления в национальную группу были в ТашГЭУ, НУУ, ТУТИ, БГУ, СГУ, КГУ, СИЭС, НИТИ и ТИИМ, а наименьший проход был в  ТГУ.
 Для поступления в европейскую группу обучения как видно на рис. 2  в 3-х ВУЗах проходной балл для поступления в бюджетную группу составил более 200 баллов (СИЭС, ТашГЭУ, НУУ). Наиболее высокие показатели баллов, как в контрактную, так и в бюджетную группу у СИЭС, а наименее низкие у ГГУ.
Учитывая данные анализа рис. 1 и 2 приёма на обучение, как в национальную, так и в европейскую группу, можно сделать вывод о том, что наиболее высокие показатели в ТашГЭУ, НУУ, СИЭС, ТИИМ и ТУИТ.
Относительно анализа приёма документов от абитуриентов и конкурса на одно место в 2012 году необходимо отметить то, что лишь 25 из списка 71 ВУЗа (35%) представили информацию, что не позволило провести полноценный анализ (см. рис.3). Данная ситуация с непредоставлением информации 65% ВУЗов вызывает множество вопросов и нареканий в отношении открытости, справедливости и честности проведения приёмной компании без коррупционной составляющей. Те ВУЗы которые предоставили данную информацию  как-бы заявляют: “Мы открыты для всех и нам нечего от кого-либо скрывать информацию.” Из рисунка 3 видно, что наиболее высокий конкурс на одно место приходится на ТашГЭУ.
 Из всего проведённого анализа можно сделать ориентировочный вывод, что наиболее высокий негласный рейтинг среди ВУЗов по приёму на обучение специалистов направления «Экономика (по отраслям и сферам деятельности)» имеют ТашГЭУ, НУУ, СИЭС, ТИИМ и ТУИТ. ТашГЭУ является ведущим экономическим ВУЗом, имеющим хорошо оснащенную МТБ и солидный профессорско-преподавательский состав. НУУ, ТИИМ и ТУИТ хотя и не являются профильными ВУЗами по экономическим направлениям, но располагаются в столице и  также имеют оснащенную МТБ и квалифицированный профессорско-преподавательский состав. Если высокий рейтинг ТашГЭУ, НУУ и ТУИТ не вызывает каких-либо сомнений в оценках, то для СИЭС это под вопросом и остаётся открытым. Для этого можно привести следующие доводы. Во-первых, ограниченная информация об ВУЗ и  имеющий реальный потенциал (требуемые показатели изложены выше) СИЭС не вполне гармонируют рейтингом высоких проходных баллов для поступления. Во-вторых, данный ВУЗ не предоставил информации по приёму и конкурсу на одно место в 2012 году. В-третьих, неимоверно высокие и скученность проходных баллов в 2011 году (выше чем у ТашГЭУ)   на обучение в европейскую группу как на бюджет (217,3) так и контракт (206,5). Эти и другие доводы вызывают недоверие в проведении открытой, справедливой и честной приёмной компании студентов на обучение, а также сомнение в реальном высоком рейтинге данного ВУЗа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий