Bobokhujaev Sh. I.

четверг, 23 августа 2012 г.

Возможности и предпринимаемые республикой шаги для вступления в Болонский процесс


Сегодня процессы мировой глобализации охватили все сферы нашей жизни.  Для ускоренного и безболезненного вхождения в мировую экономику,  а также   интенсивного развития стран с переходной экономикой существенную роль играет система образования, наука и использование инновационных технологий. Современные  тенденции  глобализации  ставят  перед  всеми  странами  задачу  унификации образования,  которая позволит  конвертировать  и  признавать  дипломы  высшего  профессионального  образования.  В постсоветских и странах с переходной экономикой, для лиц, которые получили ученые степени в других государствах,  устройство на работу в научные организации и вузы на должности, требующие наличия ученой степени, чрезвычайно затруднено. Для ведущих развитых стран устройство на работу при наличии ученой степени, присужденной в других странах, не имеет особых проблем и требует лишь представления документа о наличии такой степени и его перевода. Данные расхождения диктуют необходимость перехода к международным стандартам, оптимизацию программ, создание единого рынка труда. В Европейском пространстве механизмом сближения и гармонизации систем образования стран стал Болонский процесс.  Болонский процесс является процессом сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. С самого начала, Болонский процесс был направлен  на увеличение конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Данный процесс начался значительно раньше, когда  для преодоления проблемы признания дипломов, ученых степеней и образовательных программ, Совет Европы совместно с Организацией Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО) на протяжении 1992-1997 годов разрабатывали новые единые для всех стран-участников конвенции в области образования. В регион Европы, рамки которого определены ЮНЕСКО, входят 49 стран, включая США, Канаду и Израиль. Однако Европейские конвенции не решили всех проблем, связанных с взаимным признанием дипломов и образовательных программ, в особенности для ряда стран, не входящих в регион Европы. На сегодняшний день в Болонский процесс вовлечены 47 стран, последней страной-участницей стал Казахстан 12 марта 2010 года (см. http://bologna.mgimo.ru/about.php?lang=ru&cat_id=3&doc_id=3).  Из стран СНГ, кроме Казахстана, к данному       процессу в 2003 году  присоединилась Россия, а в 2005 году Украина, Азербайджан, Армения, Молдавия и Грузия.  Присоединение к Болонскому процессу означает признание вступившими странами  следующих его ключевых положений:
1. Использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей приложений к дипломам (образец разработан ЮНЕСКО), для обеспечения возможности трудоустройства и повышения международной конкурентоспособности системы высшего образования;
2. Переход на трехступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура - докторантура PhD);
3. Принятие системы кредитов, аналогичной ECTS (European Credit Transfer System)  – Европейской системы перевода и накопления кредитов. Кредиты могут действовать на всех уровнях высшего образования, включая непрерывное образование, при условии их признания принимающими учебными заведениями;
4. Стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;
5. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего
образования, обеспечение автономности ВУЗов;
6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;
7. Усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и так далее.
Страны, добровольно подписавшие соответствующую декларацию,  присоединяются к Болонскому процессу и принимают на себя такие определённые обязательства как
-бесплатно выдавать, к дипломам бакалавра и магистра всех выпускников вузов стран-участников, приложения единого европейского  образца.  Для участников Болонского процесса ключевым является вопрос о сопоставимости дипломов и поэтому  особое внимание уделяется его Приложению. Университеты сами подготавливают приложение к диплому  по соответствующему шаблону на 11 языках, где должно быть отражено полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение должно состоять из восьми разделов, в которых должна быть информация о владельце диплома; полученной квалификации; уровне квалификации; содержании программ и результатах; информации о функциональном назначении квалификации; дополнительной информации; информации о национальной системе образования. Приложение к диплому позволяет повысить уровень академической мобильности,  также мобильность выпускников на рынке труда. При этом   университеты не теряют «своего лица» и  имеют свои формы дипломов потому, что приложение дает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об университетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом;
- реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями декларации и др.
Участие в Болонском процессе обозначает стремление стран  к тому, чтобы сделать систему высшего образования более динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, а не означает его унификацию. Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах. Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы в разных вузах, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете.
Участвуя  в Болонском процессе страны,  могут добиться равноправного положения вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания дипломов и укрепить позиции на мировом рынке образовательных услуг. Самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы, поэтому необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта. Поэтому включение некоторых постсоветских стран в Болонский процесс является закономерным и вопрос об остальных только во времени. Если уже присоединились  7 стран (Россия, Казахстан, Украина, Азербайджан, Армения, Молдова и Грузия), а также прибалтийские страны, то следующей страной, принявший решение 23 июля 2010 года начать процедуру вступления  в данный процесс, стала Белоруссия. Надо отметить, что при стремлении вступить в процесс, страны СНГ не проявили единство подходов в движении к общему образовательному пространству. Каждое из постсоветских государств выбрало собственную модель осуществления образовательных реформ, хотя конечный результат почти для всех был един - кардинальные изменениям принципов участия государства в образовательной сфере, а также интеграция в мировую образовательную систему. Не секрет, что после распада СССР все его республики, столкнулись с проблемами финансирования образовательного процесса, потому, что не имели ресурсов и адекватных средств на поддержание образовательного уровня средней и высшей школы на достаточно высоком уровне. Поэтому в большинстве стран СНГ наблюдается рост числа коммерческих вузов, сокращение доли расходов на образование со стороны государства и одновременно формирование государственного заказа на подготовку специалистов в приоритетных областях деятельности.
Если обратиться к обязательным положениям Болонского процесса, то страны СНГ, вступившие в него, на практике некоторые из них не реализованы,  а просто продекларированы. Тем не менее, эти страны предпринимают меры и шаги к вхождению в единое мировое образовательное пространство, а также  достигли определённого уровня успехов и реформ в этом направлении.
Учитывая данные процессы и тенденцию постоянного роста числа стран вступающих в Болонский процесс, возникает вопрос, насколько  система высшего образования республики соответствует  его критериям и какие предпринимаются шаги для вступления в него?
В Узбекистане после обретения независимости,  была принята собственная модель системы образования, выдвинутая Президентом РУз И. А. Каримовым и удостоенная золотой медали ЮНЕСКО. Для его осуществления были  принята законодательно-нормативная база -законы «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров»,  Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О государственных стандартах образования в области высшего образования», в которой изложены основные принципы и этапы реализации модели непрерывного образования. В системе образования за годы независимости были проведены значительные реформы.  Во-первых, в общее среднее образование перешло с 10 летнего обучения на 9 летнее. Во-вторых,  обязательным также стало 3-х летнее обучение в академическом лицее или профессиональном колледже. В-третьих, система высшего образования стало двухуровневым (бакалавриат+магистратура) с общим сроком обучения 6 лет. Также приняты ряд мер для реформирования поствузовского образования. Для осуществления данных перемен понадобилось достаточно короткое время, и потратить значительные материальные ресурсы. Значительные средства понадобились для подготовки материально-технической базы  среднеспециального и профессионального обучения ( строительство лицеев и колледжей). На сегодняшний день одной из приоритетных задач системы высшего образования республики является достижение  международных стандартов и признания на мировом рынке труда. Кроме того,  на ближайшую перспективу выделена в качестве приоритетных задач реформа университетского  управления,  преобразование  ученых  степеней,  разработку новых учебных программ и восстановление  связей  между  университетами  и  предприятиями. Осуществление данных  процессов  связано  с  усилением  миграции  трудовых  ресурсов  с  высшим  профессиональным  образованием,  что требует   кодификации,  унификации,  каталогизации  учебных  курсов  и  программ  для снятия преград между вузами других стран, повышения качества подготовки кадров.
Кроме того, с практической точки зрения в республике много сделано для сближения отечественной образовательной системы к Болонскому процессу, к примеру, организован национальный офис TEMPUS, идёт реализация целого ряда международных образовательных проектов, в том числе по принципам Болонского процесса, создана команда национальных экспертов по реформированию высшего образования и другое. В то же время, как выше было отмечено страны, вступающие в Болонский процесс должны признать как минимум 7 основных ключевых положений.
Одним из ключевых положений Болонского процесса является кредитная  технология  образования. В республике разработан  проект  национальной  кредитной  технологии, но требуется её дальнейшее развитие  и  согласование по  различным областям  образования.  Под кредитом понимаются академические часы, которые студент по системе может прослушать в таком порядке и концентрации, в каком ему больше нравится или удобнее. То есть студент может выстроить свой график образования. Кредитная технология обучения осуществляется  на основе выбора и самостоятельного планирования последовательности изучения дисциплин между обучающимся и преподавателем. Кредитная система делает прозрачными и сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. В соответствии с этим принципом, для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В европейской системе перезачета кредитов объем нагрузки за один академический год составляет  60 кредитов, семестр-30, а  триместр-20. Кредитная система позволяет образовательной системе быть гибкой, мобильной, а также прерывной. В то же время внедрение кредитной системы требует колоссальных средств, а также высокий уровень материально-технической базы соответствующих вузов, перестройка всей системы. Недаром именно на данном вопросе возникла разногласия американской и европейской систем высшего образования!     
В настоящее время существует различие в оценке знаний обучающихся, предлагаемых по ECTS-оценке и принятой в республике, хотя данные различия существуют и в других странах. Важной  особенностью ECTS является  и  то,  что  система  оценок  в ECTS  предусматривает наличие  механизма перевода  в систему  оценок,  принятую  в данном  конкретном вузе.
Касательно системы контроля качества, то система определения качества подготовки кадров и  оценки деятельности образовательных учреждений в республике существует.   Для системы образования республики сложнее выполнение таких ключевых положений Болонского процесса как стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей; обеспечение качества высшего образования.  Указанные  факторы дают нам основание полагать, что определенные условия для  положительного отношения к Болонскому процессу у нас есть. Стремление включиться  в  него  и,  тем  самым,  в  единое  мировое  образовательное  пространство,  даст  толчок  к  существенному улучшению качества образования, даст импульс развитию конкурентной  образовательной среды.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что Болонский процесс открывает очень широкие возможности, как для наших вузов, так и для академического сообщества. Академическая мобильность и признание дипломов в любых вузах стран – участниц Болонского процесса в перспективе может играть очень большую  положительную роль. С перестройкой системы образования выпускники наших вузов получат право работать  как минимум во многих странах Европы! Обмен опытом, возможность трудоустройства где угодно без процедуры подтверждения диплома – это очень важные моменты Болонской декларации.  Кроме того, участие республики  в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий