Bobokhujaev Sh. I.

среда, 28 марта 2012 г.

Реформы, требуемые в послевузовском образовании

Из всех уровней образования республики наименьше всего реформы коснулись послевузовского образования. Сегодня в республике действуют система присвоения ученой степени кандидата и доктора наук, а также порядок защиты соответствующих диссертаций, которая функционирует в России и некоторых странах СНГ. Основой послевузовского образования в этих странах послужили документы, принятые  в 1934 году постановлением Совнаркома СССР «Об учёных степенях и званиях». Для обеспечения  единства требований к соискателям ученых степеней и ученых званий, на основании принятого документа была создана Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Прошло немало времени, не стало СССР, и многое изменилось, но и сегодня в республике действует основа той системы и   функционирует ВАК. Какова ситуация в этой области и какие перемены можно ожидать? Если обратиться к тем реформам, которые произошли на более ранних уровнях системы образования республики (см. http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post.html), то можно отметить, что они вобрали в себя всё лучшее на основе обобщённого опыта передовых развитых стран мира. Рассматриваемый уровень послевузовского образования в практике развитых стран связан с подготовкой доктора философии PhD,  имеющие некоторые различия в странах с  германскими, французскими и англосаксонскими традициями. Чем же применяемая подготовка PhD в развитых странах отличается, от той, которая принята в республике? Отвечает ли выдаваемый диплом в республике международным стандартам и можно ли по нему работать за рубежом? Если кандидат и доктор наук - это ученые степени, то доктор философии PhD - это академическая степень. В республике ученые степени кандидата и доктора наук определяется государственным органом аттестации ВАК. Данный орган проводит всестороннюю экспертизу документов аттестационного дела и саму диссертацию соискателя. В случае успешного прохождения всей этой процедуры соискателю выдается диплом кандидата или доктора наук. Согласно установленным требованиям, значительная часть времени соискатель затрачивает на научные исследования и оформление документов, и защиту, проходя через различные инстанции. В противоположность этому порядку, в системе подготовки PhD 80% времени программы направлено на учебно-образовательный процесс и 20% на научно-исследовательскую работу. Подготовка и защита диссертации значительно упрощена (похожа на защиту магистерской диссертации).  Т.о. выясняется, что существуют значительные расхождения послевузовской подготовки в республике и развитых стран. В этом случае, какие шаги реформ можно ожидать далее? Существующие различия и изолированность от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. Поэтому есть один выход -  развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта. Невозможно данную задачу решать вне единого мирового образовательного пространства и общих стандартов оценки качества подготовки. Для этих целей в республике были приняты меры для его совершенствования. С конца 2010 года  была обновлена форма подготовки кадров, суть которой вместо аспирантуры и докторантуры в высших образовательных и научно-исследовательских учреждениях введен институт стажеров-исследователей-соискателей и старших научных сотрудников-соискателей. В институте стажеров-исследователей-соискателей продолжительность обучения три года, а старших научных сотрудников-соискателей продолжительность два-три года в зависимости от области исследований. Стажерам-исследователям-соискателям и старшим научным сотрудникам-соискателям высших образовательных и научно-исследовательских учреждений установлены должностные оклады. Введение института  стажеров-исследователей-соискателей и старших научных сотрудников-соискателей направлено на трансформацию аспирантуры и докторантуры, вот только как будет, выглядеть данный механизм пока неясно, будет ли это принятая в международной практике PhD и его аналог или что-то другое. Если коснуться некоторых исторических фактов, то можно отметить, что в СССР стажеры-исследователи были  введены ещё в 1962 году, когда в научно-исследовательские учреждения зачислялись талантливые специалисты с высшим образованием на срок до двух лет, и выплачивалась заработная плата в размере 100 рублей.

         Каков же сегодняшний порядок получения ученой степени в республике, и какие существуют трудности? Процедура очень сложная, громоздкая и забюрократизирована. К сожалению, прохождение большинства этапов связано с личностным фактором. Вкратце, эта обобщённая процедура выглядит следующим образом – 1) определение темы и руководителя; 2) подготовка обоснования; 3)обсуждение темы диссертации и утверждение руководителя на кафедре; 4)  обсуждение темы диссертации и утверждение руководителя на учёном Совете ВУЗа или НИИ; 5) заключение эксперта о возможности публикации объявления сведений о теме диссертации в журнале ВАК; 6) заключение Координационного совета профилирующего заведения по теме диссертационного исследования; 7) публикация темы диссертации и руководителя (консультанта) в журнале ВАК; 8) подготовка диссертации и автореферата; 9) прохождение курсов обучения и сдача 4–х экзаменов по кандидатскому минимуму; 10) сдача государственного экзамена по идеологии независимости и научному фундаменту, а также экономическим, социально-политическим, духовным основам строительства демократического общества; 11) сдача государственного экзамена по специальности; 12) обсуждение диссертации на кафедре; 13) определение заведения, где будет проводиться защита и направление диссертации на предварительную экспертизу; 14) экспертиза и приём документов  в заведении по месту защиты; 15) обсуждение диссертации на научном семинаре при специализированном совете в заведении по месту защиты; 16) объявление о приёме на защиту диссертации на специализированном совете в заведении по месту защиты; 17)   определение официальных оппонентов и ведущей организации; 18)  объявление официальных оппонентов и ведущей организации диссертации на специализированном совете в заведении по месту защиты; 19) заключение по диссертации экспертной комиссии специализированного совета; 20) утверждение автореферата комиссией и его размещение на сайте; 21) передача материалов диссертации в ВАК и объявление на его сайте; 22) объявление даты защиты; 22) заключение официальных оппонентов и ведущей организации; 23) рассылка автореферата; 24) защита диссертации на специализированном совете; 25) сдача материалов по защите; 26) прохождение экспертизы ВАК и др.  В этой приведённой обобщённой процедуре существует различия прохождения этапов на получение ученой степени кандидата и доктора наук, а также могут касаться различных научных направлений.      Как видно из длинного перечня этапов прохождения всей процедуры, от начала до его защиты и присвоения научной степени, проходит немало времени. В реальности по некоторым научным направлениям решение  подавляющего большинства этапов связаны с личностным фактором, а также охвачены различными негативными моментами, с которыми можно ознакомиться  на некоторых интернет-сайтах. Кроме того, если коснуться компетенции лиц, которые входят в различные комиссии и советы, их взаимоотношения, качества проводимых мероприятий, то здесь также возникает множество вопросов и выводов, связанные также с личными интересами. Бесспорно, что из некоторых приведённых примеров, нельзя «вешать ярлыки» на все советы, где проводятся защиты, но действующая в республике очень сложная, громоздкая и забюрократизированная процедура  присвоения ученой степени, оставляет мало шансов, надеяться на такое мнение. Всем тем, кто намеревается в перспективе заниматься преподавательской или научной деятельностью  остаётся надеяться на скорейшие кардинальные реформы в этой области, которые позволят использовать весь свой интеллектуальный потенциал, а не зависеть от тех, кто находится в звеньях цепочки проходимой процедуры.

2 комментария:

  1. Спасибо за качественный пост.
    Не могли бы вы, пожалуйста, обновить статью, с учетом последних изменений в данной сфере?

    ОтветитьУдалить
  2. http://bobshuh.blogspot.com/2013/06/blog-post.html

    ОтветитьУдалить