Bobokhujaev Sh. I.

вторник, 31 июля 2012 г.

Насколько принятые меры в послевузовском образовании республики позволят соответствовать требованиям и стандартам PhD


Указ Президента РУз от 24 июля 2012 года «О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» дал старт так давно ожидаемых реформ в  послевузовском образовании. И неважно, что предлагаемые в документе меры далеки от принятой в международной практике подготовки послевузовского образования. Для многих самым значимым в содержании документа является декларация о переходе на одноступенчатую систему с защитой и присуждением ученой степени доктора наук в соответствии с общепринятыми международными требованиями и стандартами. А как известно в практике развитых стран общепринятые международные требования и стандарты послевузовского образования связаны с подготовкой доктора философии PhD. Попробуем разобраться насколько указанные в документе меры позволят соответствовать указанным требованиям и стандартам PhD.
1)Первым важнейшим вопросом является выбор направления  традиций подготовки, не отражённый в данном указе (скорее будет отражено в последующих документах). Дело в том, что подготовки доктора философии PhD,  имеет некоторые различия в странах с  германскими, французскими и англосаксонскими традициями. Страны с германской и французскими традициями входят в Болонский процесс (сближающий и гармонизирующий систему образования стран Европы).  При ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем, является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (credits). В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors).
2) Красной нитью в документе отражена роль деятельности ВАК, как ведущей организации регулирующий подготовку послевузовского образования. Если обратиться к истории, то ВАК был создан с появлением в СССР в 1934 году учёных степеней и званий. СССР не существует вот уже более 20 лет, а данный    же орган остаётся действовать в республике до сих пор. На Западе нет единой государственной аттестации ученого звания. Университеты сами вправе устанавливать правила написания диссертаций и засчитывать результаты работ.
3) Система подготовки PhD на Западе предполагает выполнение докторантом 3-4-летней специальной программы, в которой примерно 80 процентов кредитных часов уделяется учебно-образовательному процессу и лишь оставшиеся 20 - его научно-исследовательской работе. В принятом указе основное внимание уделяется научной составляющей процесса подготовки;
4) В системе аттестации развитых стран уровень диплома определяется статусом научного заведения. В принятом указе дано указание о разработке Положения о научном совете по присуждению ученой степени доктора наук. Отсюда следует вывод о ограниченной самостоятельности ВУЗов.
5)  В развитых странах в зависимости от университета, на получение докторской степени уходит от 4 до 7 лет упорного труда. Обычно  первые два года отдаются на посещение лекций и семинаров, порядка 20 – 30 курсов.  Необходимо подчеркнуть, что эти курсы не являются вводными. Большую часть этих курсов составляет изучение исследовательских методов: дизайн исследований,  использование количественных и качественных методов, механизмы проведения опросов, исследовательская этика, установление валидности  (то есть при каких условиях можно верить и доверять выводам исследований).  После курсов аспиранты сдают квалификационный экзамен, который определяет, насколько вы хорошо подкованы в важнейших теориях вашей дисциплины, и можно ли вам доверить писать диссертацию, готовы ли вы к ее написанию. В принятом указе сохраняется практика допуска лиц, оформленные в качестве самостоятельного соискателя, предполагающий на отсутствие учебно-образовательного процесса идентичного  в развитых странах.
6) В указе указано, что на ученую степень доктора наук могут претендовать лица, имеющим высшее образование со степенью «магистр». Если нашей независимости неполных 21 год, а степень магистра стала присуждаться в конце 90-х годов прошлого столетия, то фактически первые магистры республики ориентировочно в возрасте 35 лет. Значит, кто старше возрастом и не окончил магистратуру, не может претендовать на степень доктора, что является в какой-то степени ограничением прав личности.   
Можно привести ещё ряд различий, указывающий на то, что приведённые в указе меры являются переходным мостиком от старой системы к новой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий