Указ Президента
РУз от 24 июля 2012 года «О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и
аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации» дал старт так давно ожидаемых реформ в послевузовском образовании. И неважно, что
предлагаемые в документе меры далеки от принятой в международной практике
подготовки послевузовского образования. Для многих самым значимым в содержании
документа является декларация о переходе на одноступенчатую систему
с защитой и присуждением ученой степени доктора наук в соответствии с общепринятыми международными требованиями и
стандартами. А как известно в практике развитых стран общепринятые международные требования и
стандарты послевузовского
образования связаны с подготовкой доктора
философии PhD. Попробуем разобраться
насколько указанные в документе меры позволят соответствовать указанным требованиям и
стандартам PhD.
1)Первым важнейшим вопросом является выбор
направления традиций подготовки, не
отражённый в данном указе (скорее будет отражено в последующих документах).
Дело в том, что подготовки доктора философии PhD, имеет некоторые различия в
странах с германскими, французскими и англосаксонскими
традициями. Страны с германской и французскими традициями входят в
Болонский процесс (сближающий и гармонизирующий систему образования стран
Европы). При ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке
нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об
образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к
консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух
образовательных систем, является проблема сопоставления Европейской системы
взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных
единиц (credits). В США
применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки,
состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по
критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за
успешную учебную и научную работу (Honors).
2) Красной нитью в
документе отражена роль деятельности ВАК, как ведущей организации регулирующий
подготовку послевузовского образования. Если обратиться к истории, то ВАК был
создан с появлением в СССР в
1934 году учёных степеней и
званий. СССР не существует вот уже более 20 лет, а данный же орган остаётся действовать в республике
до сих пор. На
Западе нет единой государственной аттестации ученого звания. Университеты сами
вправе устанавливать правила написания диссертаций и засчитывать результаты
работ.
3) Система подготовки PhD на Западе
предполагает выполнение докторантом 3-4-летней специальной программы, в которой
примерно 80 процентов кредитных часов уделяется учебно-образовательному
процессу и лишь оставшиеся 20 - его научно-исследовательской работе. В принятом
указе основное
внимание уделяется научной составляющей процесса подготовки;
4) В
системе аттестации развитых стран уровень диплома определяется статусом
научного заведения. В принятом указе дано указание о разработке Положения
о научном совете по присуждению ученой степени доктора наук. Отсюда следует
вывод о ограниченной самостоятельности ВУЗов.
5) В развитых
странах в зависимости от университета, на получение докторской степени уходит
от 4 до 7 лет упорного труда. Обычно первые два года отдаются на посещение лекций
и семинаров, порядка 20 – 30 курсов. Необходимо
подчеркнуть, что эти курсы не являются вводными. Большую часть этих курсов составляет
изучение исследовательских методов: дизайн исследований, использование количественных и качественных
методов, механизмы проведения опросов, исследовательская этика, установление валидности (то есть при каких условиях можно верить и
доверять выводам исследований). После
курсов аспиранты сдают квалификационный экзамен, который определяет, насколько вы хорошо подкованы в важнейших теориях вашей дисциплины, и можно ли вам доверить писать диссертацию, готовы ли вы к ее написанию. В принятом указе сохраняется практика допуска лиц, оформленные
в качестве самостоятельного соискателя, предполагающий на отсутствие учебно-образовательного процесса
идентичного в развитых странах.
6) В указе указано, что на ученую
степень доктора наук могут претендовать лица, имеющим высшее образование со
степенью «магистр». Если нашей независимости неполных 21 год, а степень
магистра стала присуждаться в конце 90-х годов прошлого столетия, то фактически
первые магистры республики ориентировочно в возрасте 35 лет. Значит, кто старше
возрастом и не окончил магистратуру, не может претендовать на степень доктора,
что является в какой-то степени ограничением прав личности.
Можно привести ещё ряд
различий, указывающий на то, что приведённые в
указе меры являются переходным мостиком от старой системы к новой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий