Bobokhujaev Sh. I.

вторник, 24 апреля 2012 г.

О причинах и сдерживающих факторах развития

В предыдущей статье (http://bobshuh.blogspot.com/2012/04/blog-post.html) была приведена одна из гипотез о причинах и сдерживающих факторах проведения реформ, а также достижения более высоких показателей развития республики. Как было отмечено, применение в республике политики двойных стандартов наносит непоправимый ущерб, в первую очередь формированию здоровой среды и атмосферы доверия, а, следовательно, развитию общества.      
К следующей  такой гипотезе можно отнести низкое качество образования в республике. Общеизвестно, что на сегодняшний день одним из ключевых факторов экономического роста любой страны является человеческий капитал. В качестве доказательства можно привести результаты исследований проведённого экспертами Всемирного банка, где были сделаны выводы, о том, что почти две трети стоимости накопленного богатства в мире сконцентрировано в человеческом капитале. Если коснуться Узбекистана, то можно отметить, что за многие годы развития республика достигла почти всеобщей грамотности (99,2%) и гарантирует бесплатное школьное образование.  В Policy brief  ПРООН «Формирование экономики знаний в Узбекистане: предпосылки и рекомендации» указано, что доля государственных расходов на образование в республике составляет 6,8% ВВП, что выше, чем в таких странах как Индонезия (1,2%) и Индия (3,5%). Но кроме достижений существуют также проблемы, в первую очередь связанные с низким качеством обучения.
В институте прогнозирования и макроэкономических исследований при КМ РУз группой под руководством проф., д.э.н. С. В. Чепеля проводятся исследовательские проекты при поддержке программы развития ООН. В одной  из работ проекта ("Экономический рост и инновации: теория, практика и моделирование", стр. 25) отмечено, что одним из важнейших условий перехода республики на новые, преимущественно инновационные факторы экономического развития является повышение качества образования, профессиональной подготовки. В другой работе ("Роль институционального фактора в обеспечении условий перехода к инновационной модели экономического развития", стр. 6)  указано, что результаты проведённого группой эконометрического межстранового анализа свидетельствует о необходимости вложений в потенциал госинститутов и качество человеческого капитала. Реальные механизмы и взаимосвязь на микроуровне представлены в виде следующей последовательности:
1.Рост качества образовательной системы;
2. Рост квалификации техников и исследователей;
3.  Рост абсорбционного потенциала страны+ рост числа занятых R&D;
4.  Рост общей продуктивности факторов.
Кроме того, указано, что жёстко централизованная система управления образовательными учреждениями и неразвитость конкуренции на рынке образовательных услуг очень слабо реагирует на внешние вызовы и потребности экономики и общества. По выводам группы это приводит к низкой мотивации руководства и преподавателей ВУЗов в повышении качества обучения. Также отмечено, что система образования выпускает в основном специалистов-теретиков, обладающие слабыми практическими навыками. 
Существование проблем, связанные и низким качеством образования и мешающие выполнению задач технической и технологической модернизации экономики республики, отмечено также в докладе ПРООН и ЦЭР «Совершенствование инвестиционной политики: оценка потенциала частных инвестиций в Узбекистане и механизмы активизации их использования» за 2008 год.  В докладе указано, что серьёзное сдерживание развития многих компаний и отраслей происходит из-за отсутствия людей, которые могут работать по самым современным требованиям как в техническом, творческом так и управленческом плане. В докладе приводятся результаты проведённого опроса респондентов  по уровню подготовки выпускников ВУЗов республики. Респондентов полностью устроили специалисты-выпускники по экономическим специальностям только 18,2%, по техническим специальностям - 18,6%, юридического образования – 17% и информационных технологий – 28,9%.        Поэтому         большинство компаний республики сами выстраивают свою систему подготовки и переподготовки кадров, которая всё меньше имеет точки соприкосновения с государственной системой высшего и средне-специального образования. Таким образом, в докладе отмечено, что качественные характеристики государственной системы не отвечают запросам текущего развития бизнеса и ставят под сомнение эффективность соответствующих расходов из госбюджета, что является довольно серьёзным замечанием и упущением.
           Причины низкого качества на всех уровнях системы образования были рассмотрены нами в предыдущих статьях (http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post_13.html, http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html, http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post_22.html, http://bobshuh.blogspot.com/2012/03/blog-post_27.html).
Исходя из приведённого материала, насколько высока вероятность решения проблем, связанные с низким качеством образования республики? Что необходимо предпринять для решения данных проблем? Как было отмечено, решение проблем низкого качества образования, в первую очередь связано с коррупцией, неэффективной системой определения уровня знаний абитуриента и приёма на обучение (тестирование) и т.д. Для того, чтобы добиться ощутимых результатов повышения качества образования необходимо отказаться от существующей системы тестирования при приёме на обучение и принять многоступенчатую систему, используемую развитыми странами; назначить руководителями ВУЗов, средне-специальных учреждений (лицеи, колледжи) и школ тех, кто имеет безупречную репутацию честного человека, не замешанного в коррупции и коррупционных схемах; отстранить  и не привлекать в приёмные комиссии лиц, которые хоть раз участвовали ранее; провести аттестацию и дать реальную оценку уровня теоретических и практических знаний заведующих кафедрами и преподавателей, а также принять соответствующие меры и т.д. Насколько реально осуществить  за довольно короткий срок времени в полном объёме вышеуказанные задачи  с помощью привлечённых, компетентных и высокопрофессиональных лиц? Сегодня маловероятно, что возможно осуществить предлагаемые кардинальные перемены в системе образования, могут быть только поверхностные. А это значит, как выше было отмечено, ощутимых результатов в развитии, к сожалению, пока не стоит ожидать.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий